Блог | Добро пожаловать в гетто, или "Же суи Скрыпка"
Казалось, тема "о языке и мове" уже настолько "исперчена", что снова поднимать ее как-то даже лениво и на грани безвкусия. Но вот подзабытый кумир украинского рока Олег Скрыпка высказал вслух то, что на самом деле думает изрядный процент украинцев, и – понеслось!.. Употребленное певцом слово "гетто" пробудило спящие кошмары сотен тысяч "язычных", заняло прочное место в одном ряду с "хунтой" и "распятым мальчиком" в лексиконе "лишнехромосомных" за поребриком, в общем, "слив дерьма на вентилятор" удался.
Я пишу эти строки в поезде "Киев - Одесса". За соседним столиком пара типичных пенсионеров-"ностальгистов" листает "Бульвар Гордона", где соседствуют два заголовка: исполненное гнева разглагольствование редакционного колумниста о том, "имел ли право Скрыпка отправлять в гетто тех, кто не смог выучить украинский", и интервью какого-то руцкодемократа об их великой фронде – антипутинской акции "Надоел!". "Совпадение? Не думаю!" (с). Совершенно не совпадение.
Читайте: Непраздные размышления про гетто им. Скрипки
Перепуганные Скрыпкой разновеликие гордоны и гордончики живут не в том мире, что мы, современные украинцы (украинцы любого этнического происхождения – как по мне, уточнение излишнее, это уже давно очевидный "базовый уровень", но раз речь о публике, неспособной понять украинский язык, то все приходится разжевывать как для слабоумных, уж простят меня великодушно нормальные читатели). У нас есть своя страна, у нее есть своя жизнь – культурная, политическая, экономическая, есть своя столица. Еще эта страна ведет войну с соседней отсталой, скатившейся в полный советский маразм, но все еще большой и не до конца разорившейся (хотя процесс пошел) империей. За пределами нашей страны – большой мир, современный, глобализованный, очень сложный и динамичный. В нем есть своим полюса – полюса прогресса в Западной Европе и Северной Америке, полюса отставания и регресса в Северной Корее, ДР Конго и в уже упомянутой чуть выше "Северной Нигерии". В этой шкале сравнения наша страна пока что очень далека от той роли и того места, какое мы бы для себя считали адекватным, на пару десятилетий отстала даже от ближайших соседей за западной границей – и мы изо всех сил работаем над преодолением этого разрыва, иногда для вдохновения оглядываясь на восток за поребрик, на давно оставленный позади "руцкомир" - чисто так, поржать над убогими и их смешными амбициями.
Читайте: Письмо из гетто
Преувеличение? Давайте глянем хотя бы на эту самую акцию "Надоел!" - гордость всея руцкоопозиции. Итак, россиянам надоел их диктатор (тот самый, которого они сами "слепили из того что было" и еще недавно обожали всеми своими ста двумя процентами избирателей – ну да ладно, кто старое помянет…). И что же предпринимают возмущенные руцкодемократы? Каков он, хваленый "русский бунт", во всей своей бессмысленности и беспощадности? О ужас, трясись перепуганный Кремль – они пишут письмо!!! Кому? Правильно – ему же, диктатору. Тому самому, который "Надоел!". И нижайше просят его – нет, даже не уйти, не подумайте плохого! Его всего лишь просят – о, какая смелость! – не выдвигаться на следующих выборах… То есть весь пафос и вся фронда выливается в извечную форму – челобитную Царю-Батюшке. И ладно б еще жаловались на какого-то боярина – так ведь на Царя-Батюшку и жалуются! Ему же! Нижайше просят поцарствовать еще с годик и того, честь знать понемногу… И даже не ощущают жалкого абсурда происходящего! Ну что поделаешь, лишняя хромосома – она и есть лишняя хромосома, она как бы ко многому обязывает… Впрочем, тамешние власти ухитряются даже этот абсурд переплюнуть: жалобщиков, осмелившихся подать Царю-Батюшке низкопоклонную челобитную, за сию "фронду" таки арестовывают, прям как за настоящее "злоумышление", выводя происходящее с уровня стандартной русской достоевщины на уровень вполне себе кафкианский… Представляете, как мы вами сидим на Майдане, и сочиняем просительное письмо к Шапкокраду с просьбой не выдвигаться в следующий раз?.. Что, фантазии не хватает? То-то же… Впрочем, своя культура написания писем монархам у нас все же присутствует – и запорожцы с картины Репина, которых как раз вполне можно представить на Майдане, вместе с нами дружно ржут над "антипутинскими челобитными Путину"… Так что при всех наших местных мерзостях и сложностях, от "запоребрика" нас отделяют десятилетия, если не века, другой политической культуры, и линия размежевания в Донбассе, которую ценой своих жизней держат наши бойцы – вполне себе цивилизационный барьер, куда там Хантингтону.
Читайте: Про мовну психотравму і українське ґетто
В других областях наш прогресс не столь разителен и разница не так бросается в глаза (хотя все-таки "Южмашевские" ракеты пока что не падают с маху оземь вследствие импортозамещения, хе-хе, и остатки нашего флота все же не тонут, случайно "переехатые" овцевозами…), но даже там где мы отстали – мы отстали от лидеров, и давно уже сравниваем себя именно с ними, а не с соседним Сколенвстаном. Наша коррупция несравнимо выше, чем в Швеции или Британии – и мы сравниваем себя с ними, от этого сравнения злимся на себя и на тех, кого себе на голову выбрали, а не утешаемся сравнением с Конго. Наши ракеты отстают от проектов Илона Маска, а "Антонов" проигрывает "Боингу" - за ними и гонимся, уж как умеем, а не оглядываемся на соседей, у которых крылатые ракеты с Каспия разлетелись с точностью плюс-минус три государства, а первый же пуск трамповских "Томагавков" стал Днем Независимости РФ – с этого дня от нее в мире уже ничего не зависит…
Так обстоят дела в нашем мире. Но не в мире гордонов и дорнов. Там, в этом затхлом местечковом мирке, в этом настоящем культурном гетто, все совершенно по-другому. Там даже не пробуют ориентироваться на лидеров, занять свое место в современной цивилизации, попытаться найти для себя подходящую нишу в глобализованном мире. Там мы – безнадежно и навсегда отставшая провинция, мировая столица – Москва, вся культура делается в "Белокаменной", а единственным мерилом признания служит приглашение в эту столицу – сперва на гастроли, а если очень постараться, то и на ПМЖ. В мирке гордонов и дорнов не нужно учить английский, не нужно конкурировать с действительно сильными, не нужно создавать ни свой оригинальный, первичный, ни даже вторичный (то есть адаптированный стразу от первичного западного) культурный продукт. Достаточно работать на сверхпримитивную лишнехромосомную аудиторию, продавая и скармливая ей свою провинциальность – в вариантах "забавных хохлов" а-ля Сердючка, "одесского колорита" в стиле от Бабеля до Гоцмана, и так далее, торной тропой, на которой в начале стоял трагический гений Гоголя, а в конце – всякоразные бездарные повалии и билычки. Чем дальше, тем более глубокая изоляция руцкомира от современной цивилизации гарантирует, что даже самые маленькие жабки, квакающие на "общепонятном", будут достаточно большими в масштабе отдельно взятого пересыхающего болота умирающей империи.
И в этом мирке любое, самое убогое, событие, к примеру трагикомичная в своем изначальном абсурде акция "Надоел!", является важным и значимым – это же событие, произошедшее в метрополии! В столице! В их метрополии, давно уже чужой и далекой для нас, украинцев. И интервью, любезно данное кем-то из "старших братьев" - честь для их провинциального бульварчика, пусть даже в своей родной "Заснеженной Нигерии" этот "старший брат" тянет максимум на грустного клоуна, а все их "революционные акции" не тянут даже на субботние развлечения тусовки правосеков в отсталом украинском райцентре.
Характерной изнанкой этого гетто-бульварного мирка является патологическая, буквально животная ненависть ко всему по-настоящему украинскому, и прежде всего к украинскому языку.
Убогие провинциальные гордончики особо остро чувствуют свою несостоятельность и ничтожество рядом с теми, кто гордится своей страной, своим народом, своим языком и культурой. Успешные украинцы, которым (как например Скрыпке) не понадобилось вылизывать свой успех ценой преклонения перед "великоросами", которым есть что предложить на "культурном рынке" кроме своей провинциальности, не вписываются в картину дорнов и гордонов, более того – они создают всей этой картине просто убийственный масштаб сравнения, масштаб, в котором убожество нашего русскоязычного культурного гетто становиться невозможно скрывать. Вышел на глобальный уровень – значит, тебя признали в англоязычном мире. Не глобален, работаешь в масштабе своей страны – ок, делай украинский продукт. Русскому языку и главное – локальному "окраинному" продукту на этом языке просто нет места в современной Украине, а значит в ней не остается места для всех гордонов и дорнов. В Московии же им не так уж и рады без сопутствующего украинского рынка и доходов от него, на убогом беднеющем рынке "запоребриков" и своих желающих заработать предостаточно…
Местечковая русскоязычная культурка "Малороссии" постепенно умирает вместе с самой "Малороссией" - и отчаянно цепляется за свое уютное гетто. И норовит утащить в это гетто всех нас. Тут то в ход и идет наглая ложь о тех, кто "не смог выучить украинский". Таких просто не существует. Нет, и не может быть человека, который отвечает минимальным критериям психического здоровья, и за четверть века не в состоянии хотя бы минимально, на уровне "твоя моя мала-мала понимай", выучить чужой язык, тем более "братский", из той же языковой семьи. Есть только люди, принципиально не желающие этот язык понимать.
Эти люди банально считают себя выше нас – "хохлов". Они между собой называют наш язык "жлобским", "селянским", "бандеровским". Они с "высоты" своего провинциализма в отсталой от всего мира изначально изоляционистской лишнехромосомной культуре считают себя "высшей расой", представителями "метрополии" посреди "провинциалов" - и ненавидят все то, что не вписывается в эту безнадежно устаревшую колониальную парадигму. Между собой они тихо и злобно шипят о "возомнивших хохлах", публично же освоили риторику ненавистного им Запада – с отсылками к правам человека, защите культурных меньшинств и прочим ценностям, которые в их любимом Сколенвстане глубоко под запретом.
Скрыпка вскрыл гнойный нарыв, в глубине которого копошаться все эти гордоны, дорны и прочие повалии. Дискуссия, поднятая им, заставляет прекратить играться в толерантность там, где она совершенно не уместна, и наконец расставить точки над "и". Пора понять: кто-то однозначно окажется в гетто. Либо мы – украинцы, которых опять загонят сначала в культурное гетто, а затем и в политическую оккупацию, либо же в гетто окажутся местные руцкомирцы, "не способные" за четверть века освоить наш язык. Либо – либо, третьего не дано. Можно еще поиграться в "сейчас не ко времени", потянуть с языковыми законами, подождать более благоприятной обстановки на фронте и так далее – это вопрос тактики. Но нужно понять, что рано или поздно выбор придется сделать каждому из нас.
Каждый из нас должен решить для себя, кому место в гетто – нам, современным украинцам, либо же безнадежно отставшим в развитии "язычным". И занять соответствующую позицию. Речь не идет об отказе от родного языка, о насильственной украинизации в бытовой сфере и так далее – автор этих строк коренной киевлянин, моим первым языком был русский, и как видите я его не забыл. Со многими друзьями, в том числе боевыми товарищами по Майдану и фронту, я говорю по-русски, и не собираюсь отказываться – это наше с ними личное дело. Речь совсем о другом – о том, до какой поры мы будем считать нормальным относиться с презрением к украинскому языку и культуре? Все камлание о "не могу выучить" - всего лишь дымовая завеса, прикрывающая неуважение и ненависть. Не обязательно менять свой язык – достаточно научиться понимать друг друга. Почему-то считается очевидным, что все мы обязаны понимать русский, но вот дорны и гордоны, живущие среди нас, не обязаны понимать украинский. Почему? Потому что русский – язык "метрополии", а украинский – "колонии"? Ну так мы и будем оставаться колонией именно до тех пор, пока будем терпеть такое к себе отношение и оправдывать его. Без культурной деоккупации наша политическая деоккупация будет оставаться "временным отклонением от генеральной линии", и никогда не закрепится как окончательный исторический факт.
Так что – "же суи Скрыпка". Учите украинский хотя бы на уровне понимания без перевода – и я готов защищать ваше право на пользование русским как защищаемым языком этнического меньшинства в современной европейской Украине. Не желаете? Пакуйте чемодан. В гетто. В ад. За поребрик.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...