За сводками "военных" новостей, политическими заявлениями руководителей государства и августовским изобилием гуманитарная катастрофа, которую переживает Донбасс, практически незаметна. Но все же это крупнейшая катастрофа на постсоветском пространстве. Она не сравнима ни с наводнениями в Карпатах, ни с бурями, ни со снегопадами – самыми большими трудностями, выпадавшими Украине со времен аварии на ЧАЭС. Сотни тысяч людей покинули свои дома и неизвестно, вернутся ли туда. Но еще больше осталось под пулями.
По разным оценкам на территории Донецкой и Луганской областей, в зоне боевых действий, находится до трех миллионов человек. Остались старики, инвалиды, больные. Но остались и те, кто не может бросить собаку, те, кому некуда и не за что ехать. Или незачем. Ведь это тяжело внутренне: в один момент бросить свой дом, где прожил жизнь и где лежит нехитрое богатство, накопленное годами труда. Бросить родные могилы, соседей, которым больше некому помочь.
Да и те, кто выехал, далеко не всегда могут себе позволить снимать квартиру или дом. Тысячи людей живут в палаточных городках, на базах отдыха, которые зимой никогда не отапливаются. "У нас население увеличилось в пять раз, сегодня в городе около 25 тысяч человек. Из них поселено бесплатно 3,5 тысячи человек, а бесплатно питается до тысячи человек. И если будем входить в зиму – проблемы будут очень серьезные, мы сможем оставить только четверть беженцев", - говорит мэр Святогорска Александр Дзюба, который еще надеется, что все утрясется до холодов. Но уже набирает учителей из числа тех же беженцев и готовит святогорские школы к работе в две смены.
Говорит, на днях из Харьковской области прислали кое-какие вещи для детей, канцелярию – это то, что собрали общественные организации и простые люди. Ближайшие соседи, до которых полчаса езды. Но куда важнее еда и медикаменты. Здесь очень ждут свою часть гуманитарного груза, отправленного на днях в Мариуполь сотней машин Гуманитарного рейса Ахметова. Сейчас груз постепенно пакуется по наборам и расходится по пунктам назначения. За выходные волонтеры с "Азовстали" и ММК Ильича расфасовали и развезли по Приазовью более 18,5 тысяч пакетов – в центры социальной помощи, базы отдыха, где живут беженцы. Но эта помощь не решит проблему в целом.
В штабе "Поможем" при Фонде Рината Ахметова говорят, что просьбы существенно превышают текущие возможности. По самым скромным оценкам, в лагеря переселенцев и в города, где не работают банкоматы, не платят пенсии и социальные пособия и не завозят продукты, необходимо доставлять около 40 тысяч тонн различных товаров в месяц. Или 10 тысяч тонн в неделю. Первый рейс, организованный штабом, дал возможность перекрыть основные потребности людей хотя бы на пару недель. Три дня полтысячи молодых людей провели на разгрузке и распределении продуктов. Длинный конвейер, где вместо механизмов – люди, в две смены, собирающие очень важные пакеты. "Мы работаем с хорошим настроением, у всех есть четкое ощущение, что мы творим добро, оказываем помощь тем, кто в ней нуждается", - говорит один из волонтеров Артем. Двести тысяч продуктовых наборов, десять тысяч – гигиенических, пять тысяч детских, со специальным питанием и памперсами. У Дзюбы только в святогорской Лавре 150 детей, из которых треть - грудные. И это только одна точка в одном маленьком городке. А помощь нужно везти в Курахово, Доброполье, Счастье, в осажденный Луганск. За помощью обращаются и отдельные люди, и общественные организации, и мэры городов. Звонят главные врачи больниц, коменданты лагерей и баз переселенцев, центры социальной помощи. Сам Гуманитарный штаб уже решил вопрос с временным жильем для 6122 человек, и они тоже требуют внимания.
"Очень чувствуется адресная помощь из других регионов Украины. Приходит много посылок из Львовской, Киевской и других областей Украины. Мы публикуем на Фейсбуке конкретные потребности людей, истории семей, и получаем помощь. Ведь центры по размещению беженцев в Мариуполе полностью заполнены. Люди размещены даже на лодочных станциях. Скоро зима, надо готовиться", - говорит заместитель мариупольского городского головы Татьяна Ломакина. Здесь любая мелочь в радость. Тем более, что пока эта помощь немассовая.
Как говорят волонтеры, Ахметов поставил перед своим фондом задачу: доставить не менее 10 тысяч тонн полезного груза. Пока это самая крупная помощь, несравнимая ни с усилиями отдельных активистов или даже с содержимым российских белых КаМАЗов, о которых больше недели трубили всякое в соцсетях. Но давайте представим, что необходимо поддерживать три миллиона человек. Три миллиона граждан Украины. Это ежедневно три тысячи тонн одних лишь продуктов, которые нужно как-то доставить через обстрелы, блокпосты, непонимание, нежелание видеть людское горе, через застилающий глаза и головы пропагандистский туман.
Поверьте, это совсем неважно, кто именно командовал орудием, пославшим гаубичный снаряд. Важно то, что вашему ребенку нечем помочь, если он заболеет, важно то, что 1 сентября он останется сидеть в подвале или холодной палатке в лагере беженцев. Синоптики говорят: бабьего лета не будет. А это означает, что грузы придется возить по разбитым дорогам в дождь и грязь. Искать маршруты в обход взорванных путепроводов и мостов. Но кому-то нужно восстанавливать железные дороги, заботиться об электричестве, воде, тепле. И это явно не зависит от добровольцев.
Других вариантов нет, огромный промышленный субрегион, зависящий от единственного крупного источника воды, канала от Северского Донца, с каждым днем все более превращается в непригодные для жизни руины. Систематические обстрелы выводят из строя системы энергоснабжения, теплоцентрали, газопроводы. Из-за остановки шахт план по добыче угля не выполнен, а это значит, что его нет на складах ТЭС, ТЭЦ и котельных. У нас еще никогда не было такой осени.
Согласно принятым в мире принципам, любая гуманитарная помощь основывается "на принципах гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости". Это значит, что если человек попал в беду, неважно, какой он национальности, вероисповедания или политических взглядов. Люди на Донбассе попали в беду. Пока она не стала предметом внимания гуманитарных организаций ООН, Международного Красного Креста или ОБСЕ. Пока эти организации не участвуют в переговорах, которые позволили бы беспрепятственно вывозить людей из зоны боевых действий или доставлять необходимое тем, кто остался. Пока лишь немногие в самой Украине осознали, что жизнь ребенка важнее кем-то определенной политической целесообразности, что есть будущее, в котором нужно жить, работать, любить, не бояться.
Фонд Ахметова и другие волонтеры из разных регионов страны подали пример того, как дело и здравый смысл позволяют оставаться человеком в самой сложной ситуации. Те ребята, которые под огнем эвакуируют прикованных к постели инвалидов, пытаются накормить и обогреть тех, кто остался без дома и возможности заработать небольшую копейку, - настоящие герои. Те, кто находит время и силы собирать посильную помощь – благородные и добрые люди. Возможно, благодаря их усилиям и их голосу сегодня свою готовность оказать Украине высказал Казахстан. И в итоге помощь Донбассу не должна быть одолжением или подачкой. Она должна быть признанием того, что другой страны и другой родни у нас нет. Как нет и другого пути оставаться гражданами единой Украины.