УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Проректор Университета Шевченко: Украина отличается от нормального мира

Проректор Университета Шевченко: Украина отличается от нормального мира

Министерство образования Украины обнародовало статистические данные по количеству заявлений, поступивших в вузы Украины. Киевский Национальный университет оказался на почетном третьем месте, на лидирующих позициях – два львовских вуза.

Этот рейтинг послужил поводом для общения с проректором самого престижного украинского вуза - Киевского Национального университета имени Тараса Шавченко - Владимиром Бугровым. Каков объективный показатель качества образования? Каким рейтингам вузов можно доверять? Почему в КНУ сознательно повысили планку требований к абитуриентам? Какие специальности наиболее востребованы в Университете Шевченко? Существует ли связь между войной на Донбассе и списком популярных специальностей?

На эти и другие вопросы в блиц-интервью "Обозревателю" ответил Владимир Бугров.

-Насколько корректным является рейтинг украинских вузов, предоставленный Министерством образования?

-На самом деле, это абсолютно относительный рейтинг. Собственно, это не рейтинг – это показатели зарегистрированных в электронной базе заявлений. На самом деле, он не отображает ничего. Первое, что важно в этом году – поступающие впервые могли сдавать тесты по украинскому языку и литературе и тесты по математике обычного и углубленного уровня. Мы воспользовались этим. На некоторые специальности Института филологии у нас стоит тест по украинскому языку и литературе углубленного уровня, а на факультет кибернетики и на механико-математический факультет – тест по математике также углубленного уровня. Практически КНУ был единственным, кто воспользовался этой возможностью и тем самым поставил вопрос о качественно подготовленных абитуриентах. То есть, мы ставили тесты по 140-150 баллов минимального уровня.

В этом рейтинге, конечно, не будут отражены эти тесты, потому что остальные университеты поставили тесты обычного уровня и таким образом привлекли к себе больше заявлений.

-Именно благодаря этому львовские вузы поднялись в рейтинге?

-В том числе и благодаря этому. А также благодаря и тому, что буквально 9 июля они внесли изменения в Правила приема, разрешив абитуриентам подавать третий альтернативный сертификат.

Я хотел бы подчеркнуть: наша позиция – это позиция поиска качественно подготовленного абитуриента, и такие рейтинги ничего не показывают. Мы принимаем участие в настоящих международных рейтингах, которые отображают качество подготовки, международные связи. Мы были первыми из украинских вузов, войдя в рейтинг QS. КНУ принимает участие в этом рейтинге несколько лет подряд. Также в рейтинге Times Higher Education. В этом году мы получили приглашение на участие в так называемом Шанхайском рейтинге - ARWU

-Чем критерии международных рейтингов отличаются от критериев Минобразования?

-На самом деле, Минобразования отказалось от рейтингования вузов – остались только статистические показатели. Потому что образовательная статистика в Украине недостаточно отработана.

Статистика, которая подается для участия в международных рейтингах, принципиально отличается от отечественной. Поэтому каждый раз приходится прикладывать огромные усилия, чтобы правильно трансформировать наши показатели в данные, воспринимаемые в мире.

-По вашему мнению, каков объективный показатель качества образования?

-Есть международно признанный показатель – это трудоустройство выпускников и уровень их зарплаты. К сожалению, Украина тут "пасет задних", но не по качеству образования, а по предложенной заработной плате. Наши выпускники химического факультета, или механико-математического, или айтишники, или биологи востребованы за рубежом, где они получают достойную зарплату, а тут они, к сожалению, нередко становятся безработными по своей основной специальности. Это зависит не от них и не от университета. Общими усилиями надо работать над развитием украинской экономики – тогда эти люди будут получать высокую зарплату за свою качественную компетентность. В этом наше отличие от остального, так сказать, нормального, мира.

-Расскажите, как проходит вступительная кампания в университете?

-Вступительная кампания этого года имела ряд сложных проблем. Например, у нас возникали вопросы относительно дипломов магистратуры – некоторые выпускники других вузов до сих пор не могут получить у себя дипломы и подать к нам для поступления в магистратуру. По бакалаврату, в принципе, таких вопросов не было. Мы имеем ожидаемо меньше заявлений, чем в прошлом году, потому что меньшее количество выпускников средней школы.

Мы считаем, что вступительная кампания проходит в штатном режиме. Главное, чтобы все вузы и все стороны, принимающие в ней участие, строго придерживались правил приема. Это самое главное.

-Какие специальности сегодня пользуются наибольшим спросом?

-Мы имеем традиционно большой спрос на специальности Института международных отношений, филологические специальности, экономические специальности. Наш экономический факультет имеет чрезвычайно большое количество заявлений. Популярны айтишные факультеты. Но для нас также важно и то, что в этом году возрос спрос на специальности Института биологии – на лесное и садово-парковое хозяйство, экологию, традиционную биологию. Возрос конкурс на химический факультет.

Это значит, что наши абитуриенты и их родители начинают понимать, что качественное образование – это также и наукоемкое образование, то есть такое, которое даст возможность работать в реальной экономике, продвигать инновационные технологии и готовить экономический прорыв.

-Какой средний конкурс на место? Какой конкурс на наиболее востребованные специальности?

-В этом году у нас очень высокие показатели среднего конкурса, что нас очень удивило: примерно 6 заявлений на место. Есть специальности, где конкурс - более 60-70 заявлений на место.

-Влияет ли война на выбор специальности?

-Конечно. Как ни удивительно, но в этом году мы имеем достаточно большой конкурс в нашем Военном институте, где мы готовим офицеров для Вооруженных Сил. Среди них достаточно много девушек. Они выбирают профессию защитника Родины. Поэтому наш университет всячески поддерживает Военный институт и способствует подготовке профессиональных воинов.

-Есть ли среди абитуриентов - участники АТО?

-Да. У нас есть и дети погибших участников АТО, есть и перемещенные лица, есть и бойцы АТО, которые поступали на заочное отделение.

-Имеют ли они какие-то льготы во время поступления?

-Для них главная льгота состоит в том, что они могут сдавать экзамены, а не проходить ВНО, потому что они не имели такой возможности. Собственно, действующее законодательство не очень совершенно в этой части – оно не предоставляет им права поступать вне конкурса, потому что формулировка в законе – "для участников боевых действий на территории других государств". То есть, внесли изменения в тело основного закона о статусе ветеранов войны, участников боевых действий и так далее, но не досмотрели, что эта статья распространяется на участников боевых действий на территории других государств.