Лидер СКАЙ: горжусь, что украинец, но за государство стыдно
В первой части интервью лидер СКАЙ Олег Собчук подискутировал на тему новой страницы в жизни коллектива и Украины в целом, чему был посвящен последний альбом "Нове життя". В продолжении беседы музыкант вспомнил дни, когда участники группы выступали на Майдане, поделился мнением о том, как повлияли на украинцев события в стране, а также объяснил, почему чувствует стыд за государство.
- Как считаете, Украина за последние годы перевернула свою страницу?
- Она начала, мне так кажется, но не перевернула. Хотя, если честно, я не очень разбираюсь. Я телевизор стараюсь меньше смотреть...
- Нет, речь не о телевизоре...
- Из того, что я вижу, у нас еще все впереди. Просто мы в такой ситуации сейчас, что нам надо просто хотя бы один человек, который бы рискнул своей жизнью, для того, чтобы изменить все и всех.
- Что имеете в виду? Каким образом?
- У нас ничего не изменится, пока мы не изменим все. Пока не начнут работать законы. Просто у нас не работают законы, у нас не работает судебная система, власть, беспредел полный, я так скажу. У нас все люди думают, где украсть, от самого низшего уровня до самого верхнего.
- Откуда тогда должны начинаться перемены, сверху или все же снизу?
- С себя, понимаете? И это очень печально, потому что человек не думает о том, как сделать так, чтобы выйти на новый уровень, чтобы механизм заработал. Человек думает, как украсть. И это касается абсолютно всех видов деятельности в нашей стране, начиная от детских садов, складов, больниц, школ, и заканчивая высшими государственными органами. Это ужасно.
Потому что не работают законы, нет никакой ответственности. Я не политик, но я вижу, я чувствую, что, если бы установили четкие жесткие законы, и человек знал бы, что точно понесет ответственность, все бы изменилось. Просто есть ощущение безнаказанности, безответственности, поэтому происходят такие вещи. Значит - это кому-то выгодно, чтобы эти законы не работали.
- Все события в Украине, по сути, начались из-за несостоявшегося соглашения с Европейским союзом. Украинцы твердо стояли на желании присоединиться к Европе. Еще год-два назад, когда я общался с вашими коллегами и не только, часто слышал мнение, что Украина еще очень далека от Европы в плане культуры, менталитета... Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию? Украина может называться частью Европы?
- Шансы, конечно, есть, но они очень маленькие, ничтожные. Если так посмотреть, то, конечно, мы далеко не Европа. Мы не Европа по всем показателям. Географически - да, а морально, этически, психически, экономически, визуально... Просто на улице. Ну какая Европа? Вы границу с Польшей переезжали? У нас дорог нет. Это первое, что бросается в глаза, когда ты ездишь. Не знаю, я музыкант, не политик, не стратег. Но не нужно быть слишком умным, чтобы все это увидеть. Просто надо немного меньше воровать, и мы сразу все это почувствуем.
Читайте: Певец Олег Винник объяснил, почему отказывается от гастролей в РФ
- Что для вас Европа? Как вы понимаете это, если мы говорим о том, что Украине еще далеко до Европы?
- Дело в отношении к себе, к своей стране, в ответственности, в работе законов. Законы - они и формируют отношение, достаточно сильно влияют на решения того или другого человека в той или иной ситуации. Это такой сложный механизм, это некая цепочка, каждое звено которого соединено. Это достаточно сложный вопрос, я не эксперт в этом, я просто мыслю логически.
Я знаю точно, что украинский народ, украинские люди очень умные и мудрые. У нас прекрасная культура, у нас очень много талантливых людей, это факт. И это очень классно видно, когда ты выезжаешь за границу. Но за государство реально стыдно. За страну не стыдно, я горжусь тем, что я украинец, но за государство... Ну честно...
Пока кто-то не наведет порядок и по рукам не даст… Понимаете, о политике можно говорить, но не хочется чувствовать себя бабушкой на лавочке и жаловаться на жизнь.
- Нет, здесь речь не о политике. Всегда интересно говорить о мнениях, о точке зрения в той или иной ситуации. Вот на прошлой неделе в гостях на "Обозревателе" был артист и писатель Антин Мухарский. Он говорил: "после Майдана у меня появилась моя земля, моя страна". Если говорить об изменениях не в стране, а изменениях в себе, личных, как все эти события повлияли на вас? Что-то изменилось в вашей жизни?
- Изменилось (задумался, кивает). Изменилось в тот вечер, когда я был вместе со студентами, когда привезли елку. Изменилось. Я тогда почувствовал очень сильную злость, у меня всплыло что-то такое... Думаю, что у всех людей это чувство всплыло. Я просто почувствовал, что я украинец, что я на своей земле, и я просто готов ее защищать.
Мне стало обидно (кивает). Возник вопрос: "почему?". И знаете, очень обидно просто, что эти все жертвы, погибших на Майдане, которых убили на Майдане, которые погибают сейчас на Востоке, они могут быть напрасными. Это ужасно. Не дай Бог. Нельзя допустить, чтобы они были напрасными. Я имею в виду, что ничего не изменилось. Они погибли зря, что ли?
И я Мухарского понимаю. Я понимаю, что он имеет в виду, я тоже это почувствовал. И те люди, которые были на Майдане, и те, которые не были, кто за границей живет, высылает постоянно контейнерами медикаменты, волонтеры... Все это почувствовали. Мы готовы идти сколько угодно, главное - куда. Ну вот, я уже цитирую припев своей песни (улыбается).
Главное - это куда, ради чего. Нет ничего хуже, чем, когда ты жертвуешь собой, своей жизнью, а ничего не меняется.
Читайте: Волонтеры наградили певицу Анастасию Приходько почетной медалью
- Все эти разговоры о третьем Майдане… Как считаете, это возможно?
- Не нужно этого. Наш псевдобрат только этого и ждет. Нам нельзя ссориться, нам надо держаться вместе, несмотря ни на что. Поэтому я и сказал, что не надо убивать друг друга, не надо выискивать... В себя надо смотреть. Смотреть в себя и делать свое дело. Держаться вместе и не ссориться, потому что, как только там увидят, что мы ссоримся, мы сделаем им огромный подарок. А нам такого подарка делать нельзя.
- Как объединить народ? На эту тему говорил министр культуры Евгений Нищук. Он отметил, что как раз культурой можно сплотить народ. Но мы ведь понимаем, что это очень обобщенно.
- Должны быть альтернативные пути, кроме Майдана. Надо попробовать как-то иначе, надо подумать. Не включать только силу, надо включить разум.
- И вопрос в том, как наладить отношения между украинцами, не говоря о соседях.
- Ну с соседом диалог уже… (улыбается, вертит головой). При такой нынешней власти там это нереально.
- В России вы уже давно не гастролируете. Приглашать продолжают?
- Приглашали. Мы отказывались.
- А как реагируют на отказы?
- Мы просто говорим "нет" и все. Так и реагируют.
- Но в тот же момент вы активно гастролирует за рубежом. Среди ваших зрителей больше встречается местных жителей, или это представители диаспоры?
- Конечно, подавляющее большинство - это украинцы. Но украинцы с собой на концерт ведут иностранных жен, мужей, друзей... Приходят и белорусы, и россияне. Среди них есть много хороших, нормальных людей, адекватных.
- Вы даже планировали последний альбом перевести на английский, так ведь?
- Мы в процессе. Уже приступили к формированию нового альбома, будут песни и на английском языке. Изначально они будут появляться на украинском, затем будут переводиться на английский.
- А за границей поете больше каких песен?
- Конечно, украинских. По сути мы играем за рубежом ту же программу, что и здесь. Иногда можем сыграть вместо украиноязычного варианта англоязычный, чтобы отдать дань локации.
- Что, кстати, думаете о "Евровидении" в Украине? Каким видите мероприятие?
- Увижу уже тогда, когда его сделают. Я просто искренне надеюсь, что мы не ударим лицом в грязь и сделаем классное, крутое шоу. Покажем всему миру, что, несмотря на наши проблемы внутри страны, мы смогли сделать качественный классный продукт. Я искренне в это верю и готов помогать, чем могу.
- Как считаете, сегодня в России начали говорить о том, чтобы бойкотировать "Евровидение", не ехать в Украину. Кобзон, к примеру, заявил, что это политический конкурс, который был создан американцами, и нечего "националистам-бандеровцам" давать повод насмехаться над Россией.
- Они и так уже дали повод (смеется). Много поводов. Я не могу это комментировать.
Читайте: Лидер ДДТ объяснил, почему России нужно участвовать в "Евровидении-2017"
- Слова Кобзона даже не прошу, а вот что касается бойкота...
- Пусть как хотят. Что приедут, что не приедут, все равно будет нормально.
- А как считаете, грозит им что-то в Киеве? Неоднократно российская делегация высказывалась о безопасности своих представителей в Украине.
- Абсолютно. Ездят с российскими номерами и никто их здесь не трогает. До того момента, пока они никого не трогают. Там (в России - ред.) есть и мои друзья. Наоборот не нужно их трогать. Нужно показывать, что мы абсолютно адекватный, умный и мудрый народ. Мы все понимаем, у нас есть логика, мы умеем думать. Мне кажется, что нужно так себя вести. Но, конечно, нужно быть внимательными. Ведь как говорят: "хочешь мира, готовься к войне".
- Как считаете, найдут ли в будущем украинцы и россияне общий язык? Что для этого необходимо?
- Я не знаю. Я верю, надеюсь, что мы найдем, я бы этого очень хотел. Чтобы был мир. Чтобы мы все нашли общий язык наконец, чтобы наше поколение больше никогда в жизни не возвращалось к таким событиям.