ЧВК 'Вагнер' и перераспределение экономики: в России ожидается мягкий сценарий 1917 года
На фоне осенних неудач российских войск в Украине внутриполитическая ситуация в самой Российской Федерации становится все сложнее. Тем временем все большее влияние на государственные процессы в России получает куратор ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин, серьезно вошедший в медиапространство РФ своими действиями и скандальными заявлениями.
Однако за откровенно скандальными акциями куратора "Вагнера" вроде брутальной казни своего бывшего наемника или заявления о вмешательстве в выборы в США стоят и весьма реальные достижения, свидетельствующие о росте его политического веса в России. К этому можно отнести активный альянс с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, результатом которого стала позорная отставка одного из руководителей "СВО" генерал-полковника Александра Лапина. Кроме того, массовая вербовка на войну российских заключенных, открытая конфронтация с губернатором Санкт-Петербурга, где открылся "Вагнер-центр", и другие факты свидетельствуют о головокружительном росте политической фигуры Пригожина.
С другой стороны, политические элиты в России постепенно понимают, что никаких целей так называемой спецоперации не было и не может быть достигнуто в рамках, намеченных в начале российского вторжения. Сейчас Кремль в лучшем для себя случае пытается удержать захваченные территории, а в худшем – не потерять Крым, Донецк и Луганск. Однако для россиян гораздо важнее не территориальные захваты, а возможность удерживать власть и экономические ресурсы внутри РФ в нынешних условиях. Очевидно, что одна часть российской политико-экономической элиты многое потеряла от войны и санкций, а другая активно осваивает новые возможности перераспределения ресурсов, открывшиеся в условиях военного времени. Именно такими бенефициарами становятся в данной ситуации Пригожин, Кадыров и другие связанные с ними лица, в том числе заместитель главы Администрации президента РФ Сергей Кириенко.
Поэтому вполне вероятным выглядит в ближайшее время реализация в России мягкого варианта революции 1917 г., а именно экономической ее части. Это может выглядеть следующим образом: дальнейшие неудачи на фронтах заставят Путина зимой объявить о "всеобщей мобилизации сил и средств" (вроде сталинского "Все для фронта…"). Как всегда, российский президент не решится признать, что будет общая мобилизация человеческого ресурса (хотя она будет скрытой), а речь пойдет о полном переходе экономики на военные рельсы. Именно здесь и будет заложено повторение событий 1917-1918 годов, а именно: частичная национализация промышленности, банков, капиталов и инвестиций в пользу государства с последующей тайной передачей этих активов наиболее лояльным защитникам режима (Пригожин, Кадыров и другие). Под национализацию ориентировочно могут попасть имущество и капиталы т .н. недружественных стран и их юридических лиц, к которым Кремль относит все государства, оказывающие военную помощь Украине. Такой шаг можно ожидать как ответ Путина на вероятную конфискацию российских активов за рубежом для выплат репараций Украине.
Однако едва ли не больший риск "национализации" имущества и активов может ожидать российских граждан, в первую очередь "иноагентов", в которые записывают людей, несогласных с режимом. Также не исключены и даже весьма вероятны акции российских властей по типу арестов банковских счетов и конфискация имущества тех сотен тысяч граждан, которые покинули Россию с началом мобилизации в сентябре. Их могут поставить перед выбором "возврат или утрата имущества", ведь российской экономике не хватает трудоспособных и платежеспособных граждан.
Отдельным элементом в данном сценарии будет стоять национализация активов крупного бизнеса, владельцы которого имели неосторожность выступили против войны в Украине. На это прямо намекнул сам Пригожин: "Большинство российских олигархов получили свое имущество, не заработав его тяжелым трудом, а при перераспределении активов СССР. Теперь олигархи и прикрывающие их пытаются украсть все то, что принадлежит народу, вывести все это из страны и получить узбекское или израильское гражданство".
Именно эти процессы будут наиболее громко пиариться российской пропагандой, олицетворяя извечную мечту "глубинного" народа России "все отобрать и поделить". Конечно, никакой выгоды российский народ не получит, но само действо, по мнению Кремля, должно затмить горечь поражений на фронте, расширение мобилизации и экономические проблемы, которые продолжают нарастать в Российской Федерации.
Воевать в Украине станет невыгодно – российский бизнес под угрозой
В случае реализации этого сценария процессы легко могут выйти из-под контроля Кремля – для того же ЧВК "Вагнер" гораздо выгоднее "отжимать" бизнес-активы внутри России, чем воевать в Украине. "Вагнеровцы" могут собрать под своим крылом десятки тысяч участников войны с боевым оружием, часть из которых составляют выпущенные на свободу рецидивисты, и повторить рэкет 90-х годов в новом формате. Врожденная жестокость, умноженная на боевой опыт и недовольство властями, может быстро превратить российские частные военные компании из опоры режима в его главную угрозу. Возможно, поэтому сейчас именно "вагнеровцев" бросают на бесконечные штурмы населенных пунктов Донбасса, что приводит к огромным потерям. Личная гвардия Рамзана Кадырова всегда находится на относительно безопасной третьей линии, что наводит на мысль о ее будущей роли как противовеса в случае выхода ЧВК из-под контроля. В любом случае признаки неизбежных социальных, экономических и политических потрясений в России вже четче проявляются на горизонте ближайшего будущего.