Закарпатье готовится к потопу: люди готовят лодки и скупают консервы

1,2 т.
Закарпатье готовится к потопу: люди готовят лодки и скупают консервы

В то время, когда все ждут теплых деньков, которые придут уже через пару недель, на Закарпатье надувают резиновые лодки и скупают в магазинах консервы. Здесь готовятся к потопу. Хуже всего в этом году придется жителям Волыни и Ровенщины. По прогнозам синоптиков и МЧС, до двух метров могут подняться речки Припять и Буг после 10 марта, когда температура воздуха резко поднимется до плюс 10—12 °С. Последнее крупное наводнение произошло в Закарпатье два месяца назад. А самое трагичное — летом 2008 года на Западной Украине, убившее три десятка человек. Журналисты узнали, готовы ли селяне к паводкам и как они сегодня живут после предыдущих наводнений, пишет Сегодня.

Без денег и без дамбы. В середине декабря (2010 года) на Закарпатье за два дня осадков выпало, как за два месяца, реки перелились, затопив тысячи домов и разбив дороги с мостами. На восстановление, по подсчетам местных властей, потребуется около 150 млн грн. «Нужно все чинить, а еще укреплять берега, чистить русла рек и строить дамбы», — вздыхает замглавы Закарпатской обладминистрации Иван Бушко.

Но жертвы наводнений жалуются, что каждый раз миллионы для предупреждения потопов уплывают, как в бездонную бочку. К примеру, по данным КРУ, из четырех с лишним миллиардов гривен, выделенных пострадавшим от потопа 2008 года районам, «смыло» 10% (400 млн грн.). Только один чиновник из Буковины, против которого возбудили уголовное дело, положил вместе с сообщниками в карман больше шести млн грн. Преступление раскрыли, но в селе Прутивка Ивано-Франковской области, которое больше всех пострадало от кошмарного потопа-2008 (тогда здесь утонули пятеро деток и трое взрослых), на это машут рукой — добротную дамбу им все равно так и не построили. А значит, они снова не защищены перед стихией.

«После паводка 2008 года выделялись деньги на плотину, а куда они делись, неизвестно, — возмущается фельдшер Калина Ивасюк. — Прошлым летом, через два года после небывалого потопа, в Прутивку вновь пришла беда — из-за дождей хлынула река и прорвала ветхую плотину. Всем селом мы кинулись затыкать хлещущие дыры мешками с песком и гравием. Десяткам людей затопило огороды, мы остались без картошки на зиму — очень туго пришлось, это ведь второй хлеб на селе. У кого-то погибли гуси-утки». Сотрудник сельсовета Василий Фроляк говорит, что нужно достроить 700 метров дамбы и укрепить берега, на что местные власти никак не могут выпросить 30 млн грн.

Паника. Будучи постоянно настороже, люди уже наловчились готовиться к паводку. «У всех дома под рукой кирзовые сапоги, питьевая вода и консервы. Если начнет прибывать вода, схватим эти нехитрые запасы и бегом на чердак. После катастрофы односельчанам стали сниться страшные сны: то тонут в затопившей село реке, то ждут на крыше вертолета», — признался Василий Фроляк. «Да что мы можем против воды сделать, от нее не уберечься, — качает головой Калина Ивасюк. — На все село есть большая резиновая лодка, но она вряд ли спасет. В 2008 такой челнок с людьми, которых вывозили из затопленного села, перевернулся, и восемь человек погибли. Кстати, Лена, у которой тогда утонули трое из шести ее детей, совсем спилась, продала подаренные певицей Русланой машину и скутер, и за могилками своих крошек не ухаживает».

В Межиречье на Львовщине, которое заливает каждую весну, селяне держат надувные лодки под кроватью, чтобы удобнее было хватать во время ЧП. «Они, как телевизор, — предмет первой необходимости в таких селах, как наше», — шутит Михаил Илькив. На Волыни, которая тоже частенько тонет, «човны» есть почти в каждой хате. В последнее половодье — в январе, люди не выходили, а выплывали из домов в магазин за хлебом.

На пьедестале. Жертвы стихии, отстроившиеся после потопа, делятся своими методами подготовки к паводкам. «Фундамент новой хаты мы подняли на полтора метра над землей. Так что теперь мы — на пьедестале и чувствуем себя более защищенными», — говорит 32-летний Дмитрий Лазарук из Прутивки. Дом он построил частично за госкомпенсацию и добавил личных сбережений. Чтобы вернуть потраченные деньги, его мама Мария поехала на заработки в Италию. А пожилой Калине Палийчук поставили новую хату полностью за счет державы, она одинокая и денег на постройку не имела: «Жить можно, хотя не очень тепло, со светом и водой бывают перебои. Для молодых тесновато в таких коробочках, а мне нормально. И на том большое спасибо, я не в претензии».

Жители села Самаров на Волыни скинулись и почистили замусоренные каналы, из-за которых их раньше заливало. «Теперь стихии не боимся, — хвалятся они. — На власть уповать нечего — надо самим засучивать рукава». В селе Горском на Львовщине тоже вручную чистят всем миром забитые за зиму мусором каналы и русла речек, чтобы вода свободно стекала. Наготове лошади с подводами, чтобы перевозить пожитки и мешки с песком, если придется затыкать дамбу. «А еще молимся в церкви, чтобы потопа не было», — заключает селянка Мария.