УкраїнськаУКР
русскийРУС

Валютная «заначка» и курс гривни. Ч. 3

Валютная «заначка» и курс гривни. Ч. 3

(Продолжение. Начало здесь) Выросший до рекордного уровня «золотой запас» страны – 38,35 млрд долл. на фоне теряющего позиции в мире доллара вызвал в экспертной среде дискуссию: какой должна быть валютно-курсовая политика и в чем хранить валютные резервы.

Видео дня

«Зеленая» валюта, как известно, обслуживает 2/3 мирового оборота. В нынешних условиях растущего, как снежный ком, внешнего долга (14 трл долл.) и небывалого дефицита бюджета (550 млрд долл.) американцы перекладывают свои бюджетно-дефицитные тяготы на плечи «трудящихся». Всего мира.

Вашингтону никто не может помешать проводить эмиссию для того, чтобы отдавать внешние долги уменьшающимися в покупательной способности дензнаками. Эмиссионные «волны» помогают им усмирять «штормящий» торговый баланс с другими странами. Жизнь Америки в кредит и американцев по кредитам – это, грубо говоря, существование (далеко не безбедное, заметим) за чужой счет: в частности, за счет тех стран или граждан, которые держат американскую валюту в золотовалютных резервах или в личных сбережениях.

Впрочем, есть еще и такой надежный финансовый инструмент, как стоимость кредитных ресурсов и связанная с ним ставка рефинансирования (или еще учетная ставка, как у нас иногда называют). Эта ставка – индикатор стоимости денег, по которым центробанки продают по сути деньги коммерческим банкам. Так вот, в США ставка рефинансирования – 0,25%, а стоимость кредитов колеблется от 1,5% до 3,5%. В Европе в среднем они составляют 1,77% и 4,8-5,9% соответственно. Сравним со средней стоимостью наших гривневых кредитных ресурсов – около 20%.

Почему так? Да потому, что учетная ставка НБУ (7,75%) должна быть близка к годовому уровню инфляции, плюс обязательная норма прибыли, плюс риски… Итого: в среднем 20%. Отсюда – рентабельность отечественного производства чуть более 2%. А эксперты знают, что экономика только тогда конкурентоспособна, когда рентабельность производства выше цены кредитных ресурсов. Эту финансовую причинно-следственную связь американцы соблюдают неукоснительно.

Чтобы сделать товары конкурентоспособнее они занижают курс доллара. Смотрю на финансовые сводки: за апрель доллар подешевел на 2,2% по отношению к мировой корзине валют – основных торговых партнеров США. И это им на руку. Как и то, что учетная ставка, как подчеркнул недавно глава Федеральной резервной системы США (основной финансово-кредитный регулятор страны) не будет повышаться еще в течение, как минимум, полугода. А дешевый доллар со стабильной учетной ставкой обеспечивает американским товарам беспрепятственное проникновение на рынки других стран и уверенное их завоевывание.

В условиях же неизменного практически обменного курса доллара к гривне у нас накапливаются негативные тенденции в сфере промышленного производства и появляются перекосы в бюджетной политике. В связи с этим ученые, экономисты и представители финансовых кругов ломают копья: как реагировать на вызовы времени?

Директор Института экономики и прогнозирования Валерий Геец на днях ошарашил правительственных мужей категоричным умозаключением: необходимо как можно скорее девальвировать гривню. По его расчетам, до 10 грн за один долл. до конца этого года. Ибо годовая инфляция в 10% (а в параметрах бюджета -2011 она зафиксирована на уровне 9,4%) сделает экспорт, по его убеждению, проблемным. В случае девальвации гривни наши товары, по мнению академика Гееца, станут более конкурентоспособными на других рынках мира, тем более когда они оживились и появился устойчивый спрос на украинскую продукцию.

Но с другой стороны, стабильность гривни, за которую держится правительство Азарова, сдерживает инфляционный рост, помогает повысить рост реальных доходов населения над номинальными, позволяет уверенно прогнозировать и выполнять социальные программы, включая повышение социальных стандартов. Ведь инфляция – это всегда налог на бедных или тех, кто живет на одну зарплату. И здесь ученым-экономистам и правительственным мужам надо ломать голову: какой и кому отдавать приоритет.

Удешевить гривню – значит стимулировать экспорт, укреплять нацвалюту – наши товары будут проигрывать конкуренцию импортным. В какой пропорции или в каких параметрах должна быть «золотая середина» - может «рассудить» множество факторов - от международной торговой конъюнктуры и курса доллара до состояния нашего платежного баланса, сальдо внешней торговли, объемов золотовалютных резервов и т. д.

Но все это была макроэкономическая «присказка», самый главный сказ о том, что нам «пересічним громадянам» светит от выросших до рекордного исторического максимума валютных резервов? Холодно не будет – в смысле стояния в очередях за валютой у обменных киосков предстоящей осенью или зимой. Если доллар не начнет мировую свистопляску, то у нас можно ожидать продолжения валютно-курсовой стабильности. А значит, использовать «зеленый» в качестве средства накопления и сбережения, как это было несколько лет назад, будет малоэффективным. Собственно, уже сегодня дилемма: в чем выгоднее хранить личные сбережения в долларах , евро или гривнях – не является финансовой тайной. Если сравнить среднегодовые банковские депозитные ставки в долларах ( 8-8,5%) и гривнях (16-16,5%), то при существующей курсовой стабильности вывод очевиден: хранить деньги в гривнях почти в 2 раза выгоднее, чем в дензнаках США или евро. А при сохранении среднегодового обменного курса доллара 7,98-8 грн/долл. на 2012 г. (по прогнозам НБУ) такие выгоды обещает и следующий год.

Небезынтересно, что значительному притоку золотовалютных резервов поспособствовали граждане- заробитчане – почти 6 млрд долл. они переслали родственникам в Украину из-за рубежа с помощью банковских переводов (3 млрд долл.), международных платежных систем (2,1 млрд) и около 800 млн было ввезено в страну наличными. Получив столь значимые кредитные ресурсы от граждан, коммерческие банки смогли более уверенно проводить свою финансово-валютную политику. Это сказалось и на возможности Нацбанка накапливать золотовалютные резервы – НБУ в условиях курсовой стабильности нет необходимости проводить долларовые интервенции, другими словами, погашать растущий спрос на «зеленые» валютной «заначкой». В связи с этим уместен далеко не праздный вопрос: какова структура «золотого запаса» страны и надежно ли он защищен от финансовых и иных рисков?

В октябре 2008 г., когда началось «пикирование» основных валют мира в связи с финансово-экономическим кризисом, тогдашний глава Нацбанка Владимир Стельмах сделал характерное заявление: НБУ «под давлением прессы и давления более высокого порядка со стороны парламентских комитетов, политического давления» начал снижение составляющей доллара в золотовалютных резервах. Если главный банкир страны пошел на эти шаги только после подсказки со стороны такого «тонко разбирающегося» экспертного сообщества, то невольно пожалеешь, что так долго президент Ющенко держал на главном финасово-валютном мостике страны человека с таким «тонким чутьем» мировой финансовой конъюнктуры.

По не афишируемым сведениям НБУ, 55,1% (или 20,8 млрд долл.) были размещены в ценных бумагах зарубежных компаний. На депозитных и текущих счетах иностранных банков – 41,4% международных резервов (что составляет 15,07 млрд долл.). Причем из этой суммы лишь 2,11% (18,6 млн долл.) учитывалось на счетах иностранных центробанков и МВФ. Непосредственно в золоте запасы НБУ оценивались в 1,26 млрд долл., или 3,5% международных валютных резервов.

Нынешний удельный вес доллара и евро в наших золотовалютных резервах широкой общественности неизвестен. Раньше руководители НБУ неоднократно подчеркивали, что они якобы проводят политику диверсификации валютных рисков и переходят к пропорции – по одной трети в долларах и евро, остальная часть – в ценных бумагах.

Но наибольшую степень доходности демонстрирует в последние годы «презренный металл» - золото, серебро, платина. Ни банковские депозиты, ни ценные бумаги не дают такого роста, как драгметаллы. В конце апреля на Гонконгской бирже был очередной рекорд – цена унции (31,1 г) золота достигла отметки 1500 долл. 70 центов. 1 грамм вырос до 42 долл. В начале мая котировка тройской унции на мировых биржах достигла уже 47 долл. А еще полгода назад рубеж в 1000 долл. многим казался фантастическим. Не отстает от золота и серебро. Его стоимость достигла максимальной отметки за 30 лет. В такой тенденции отразились, по мнению аналитиков, финансовые проблемы сегодняшнего дня – астрономический госдолг США, сдающий свои позиции доллар, уходящие в отрыв цены на нефть, возрастающие политические риски в связи с очагами нестабильности на планете.

В условиях валютной лихорадки каждая из стран выбирает свою степень финансового риска. Россия, к примеру, свои резервы держит поровну в долларах и евро. Некоторые страны, как тот же Китай, от евро отказываются, учитывая растущие финансовые проблемы в зоне ЕС. В любом случае, Украине, как считают многие эксперты, необходимо отказаться (насколько это возможно) от преобладающей практики размещения валютных резервов в ценных бумагах и долларах. При этом они учитывают продолжающийся мировой ипотечный кризис, валютную нестабильность, включая то обстоятельство, что «зелень» из года в год «жухнет» (за семь лет девальвация американской валюты составила 40%). Предпочтительнее сегодня выглядит ставка на золото и драгметаллы. Но в НБУ, напомним, металлы составляют всего лишь 3,5% в валютных резервах.

У нас свой, как всегда, «уникальный» и финансовый путь?