УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В Верховной Раде не знают, кто у них должен бороться с "кнопкодавами", – ответ на запрос OBOZREVATEL

5 минут
1,9 т.
В Верховной Раде не знают, кто у них должен бороться с 'кнопкодавами', – ответ на запрос OBOZREVATEL

В Аппарате Верховной Рады открестились от фиксации случаев неперсонального голосования народных депутатов и самоустранились от привлечения "кнопкодавов" к ответственности. Это следует из ответа Аппарата ВРУ на запрос OBOZREVATEL.

В своем запросе к Аппарату ВРУ, направленном 25 июня, мы поинтересовались, в обязанности каких должностных лиц или иных работников Верховной Рады Украины входят полномочия фиксировать факты нарушений процедуры личного голосования народными депутатами. Впрочем, похоже, в парламенте ответственных за это нет.

В ответе на наш запрос, подписанный руководителем управления Тарасом Пастушенко, работники Аппарата ВРУ пространно рассуждают о том, что такое публичная информация и обязаны ли они отвечать на вопросы, которые "требуют аналитической обработки большого объема информации и создания новой информации, а именно предоставления разъяснений". Однако полностью игнорируют вопрос, а кто же должен контролировать соблюдение закона, обязывающего нардепов голосовать лично.

В Верховной Раде не знают, кто у них должен бороться с "кнопкодавами", – ответ на запрос OBOZREVATEL
В Верховной Раде не знают, кто у них должен бороться с "кнопкодавами", – ответ на запрос OBOZREVATEL

При этом, согласно последним изменениям в законодательство, ужесточающим ответственность за неперсональное голосование, именно на Аппарат Верховной Рады возложена обязанность обеспечивать видеофиксацию голосования народными депутатами во время пленарных заседаний Верховной Рады, безотлагательно готовить сообщение о выявленном нарушении народным депутатом требований относительно личного голосования для дальнейшей передачи его в ГБР, а также принимать заявления с фото- и видеодоказательствами "кнопкодавства" от присутствующих в сессионном зале журналистов.

В Верховной Раде не знают, кто у них должен бороться с "кнопкодавами", – ответ на запрос OBOZREVATEL

Затруднились ответить сотрудники Аппарата ВРУ и на конкретные вопросы по поводу фактов неперсонального голосования народного депутата от "Доверия" Роберта Горвата. Пылкий сторонник личного голосования на словах, он в 8 созыве по меньшей мере 4 раза попадал в объективы журналистов, когда "кнопкодавил".

Роберта Горвата уличили в "кнопкодавстве" минимум 5 раз

20 сентября 2016 года:

6 октября 2016 года:

8 декабря 2016 года:

17 марта 2017 года:

Юбилейное пятое "кнопкодавство" Горвата было зафиксировано за считанные дни до принятия Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения личного голосования народными депутатами Украины на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины" от 19.12.2019 года, который устанавливает уголовную ответственность за неперсональное голосование народного депутата.

Впрочем, несмотря на то, что в случае с Горватом факты нарушения регламента были зафиксированы и обнародованы, в Аппарате ВРУ вопрос о том, какие меры были приняты в отношении этого нардепа-нарушителя, также проигнорировали. Очевидно, просмотр 5 несколькосекундных роликов или хотя бы простой арифметический подсчет их количества также потребовал от чиновников "аналитической обработки большого объема информации" и оказался для них непосильным.

В конце концов на свой запрос относительно того, следит ли ВРУ за соблюдением народными депутатами требований действующего законодательства, мы получили многословную отписку без малейшего намека на конкретные ответы на четкие вопросы. Поэтому широко распиаренные обещания власти по жесткому противодействию "кнопкодавству", похоже, остаются лишь обещаниями. А народные депутаты как нажимали кнопки "за себя и за соседа", так и продолжат это делать. Ведь никакой реальной ответственности за это или механизма привлечения к ответственности депутатов-нарушителей сейчас нет – или в ВРУ о них просто не знают.

Напомним, 19 декабря 2019 года парламент проголосовал за ужесточение ответственности за "кнопкодавство". С тех пор подозрение в неперсональном голосовании было предъявлено лишь одному народному избраннику – Владиславу Полякову из депутатской группы "Довіра". Согласно информации журналистов, работавших в сессионном зале, 21 февраля 2020 года он трижды проголосовал за отсутствующего коллегу. Через полтора года после нарушения, 25 мая 2021 года обвинительный акт в отношении народного депутата Полякова был направлен в суд. Ему грозит штраф.

При этом никаких других производств спустя почти 2 года после усиления ответственности за "кнопкодавство" не было открыто. Несмотря на то, что случаи неперсонального голосования фиксируются журналистами регулярно.

Так, о "кнопкодавстве" отдельных нардепов журналисты заявляли во время голосования за назначение министра образования Сергея Шкарлета. Однако никаких действий по привлечению нарушителей к ответственности или отмене результатов голосования, проведенного с нарушениями, как того требует закон, так и не произошло.

Так же никакой ответственности не понесли и депутаты, которые "кнопкодавили" до усиления ответственности за это нарушение. Тот же нардеп Горват, который систематически голосовал за отсутствующих коллег в парламенте прошлого созыва, продолжил это делать и во время нынешней каденции. В частности, на неперсональном голосовании его поймали журналисты 5 декабря 2019 года. Нажимая кнопку за отсутствующего коллегу, нардеп пытался прикрыться газеткой.

Также OBOZREVATEL сообщал, что закарпатский нардеп Горват вмешивается в работу СМИ и злоупотребляет полномочиями, которые дает ему депутатский мандат.