Стоимость их услуг измеряется от нескольких десятков тысяч долларов в месяц. Их задача — воздействие на власть имущих для получения нужного решения, законодательной инициативы или расположения для своего клиента и создание надлежащего имиджа за рубежом. Они — агенты национального влияния, профессионалы по связям с органами власти. Они — лоббисты.
В Соединенных Штатах Америки, являющихся форпостом мирового лоббизма, оборот индустрии такого рода услуг ежегодно составляет около 3 млрд долларов. Желающие замолвить словечко на Капитолийских холмах или в Белом доме есть как среди американцев, так и иностранцев. В числе клиентов — правительства стран, политические партии, отдельные политики, парламентарии, корпорации, бизнесмены.
С момента утверждения независимого государства предпринимаются попытки окучивать политическую арену США и со стороны Украины. Правда, новость о том, что тот или иной украинский политик заручился поддержкой лоббистов за океаном зачастую вызывает у рядового обывателя порицательную реакцию наряду с коррупцией и договорняком. Но спрос на услуги американских "агентов" в Украине только растет.
В чем секрет востребованности лоббистов в США, кто среди украинского истеблишмента прибегает к их услугам и стоит ли ассоциировать лоббизм с чем-то противозаконным — в материале "Обозревателя".
Читайте:
"Украина хочет мира": все подробности выступлений Порошенко в ООН
В прихожей власти
Ввиду геополитической конъюнктуры США на сегодня — не только один из ведущих игроков на мировом внешнеполитическом поле, но и весомый участник внутриполитических раскладов во многих государствах. В связи с чем политическая и бизнесовая элита из разных стран ищет поддержку именно во властных кругах Соединенных Штатов. Иными словами, ориентир — на США.
Сама этимология значения слова "лобби" (от английского lobby — кулуары, фойе) кроется в текстах англиканской церкви от XVI века и обозначало место для прогулок священнослужителей. По одной из версий, в 1640 году "лобби" называли коридор для прогулок членов Палаты общин в Англии, а "лоббистами" — людей, которые собирались в приемной или лобби парламента, чтобы обратиться к законодателям со своими просьбами и предложениями. Затем в конце 1820-х из Англии термины ассимилировалось в США, переняв политический окрас.
Некоторые литературные источники гласят, что употребление данных выражений в американском обществе связано с излюбленным времяпровождением президента Уллиса Гранта. Он после работы имел привычку засиживаться со своим окружением в фойе одного вашингтонского отеля. Вскоре в эти кулуары взялись похождать бизнесмены, чтобы в непринужденной обстановке "выторговать" для себя нужное решение в каком-либо вопросе.
Впервые употребление слова "лобби" на законодательном уровне датируется 1808 годом в протоколах Конгресса США.
Читайте:
Лобби, СМИ, агентура: в БПП рассказали, как Кремль будет влиять на выборы в США
В период своего формирования лоббизм был опутан сетью закулисных сделок и тайных переговоров. Наиболее распространенным приемом продвижения тех или иных интересов в те дни был тривиальный подкуп — с помощью взяток решались многие вопросы в Сенате. Порой взятки носили довольно фривольный характер — предлагались даже девушки легкого поведения. А один из лоббистов, по рассказам, устроил напротив Сената казино, и проигравшие за карточным столом представители власти попросту отрабатывали ему долги своим влиянием.
Демократическая система управления в Штатах, стремительный экономический рост и увеличение полномочий федеральных властей лишь способствовали процветанию лоббизма. Система сдержек и противовесов в осуществлении власти в США задавала потребность в регулярном диалоге между различными ветвями власти, избирателями, в том числе предпринимателями.
С годами инструменты воздействия отточились и зачастую стали носить более цивилизованный и дипломатичный характер.
70-е годы XX века обозначилось тем, что все чаще для продвижения интересов к услугам американских лоббистов стали обращаться клиенты из-за рубежа.
Сегодня для игры на этом для многих подковерном рынке выработаны тщательные правила — в США лоббизм жестко регламентирован законодательством как на федеральном уровне, так и на уровне большинства штатов. А лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. В частности, одобренный в 1938 года Конгрессом Закон о регистрации иностранных агентов (FARA, Foreign Agents Registration Act) обязал организации, которые действуют в интересах других государств, регистрироваться в министерстве юстиции США и регулярно отчитываться о своей деятельности и источниках финансирования.
Трактование того, кто такой лоббист, также закреплено в американской законодательной плоскости - это человек, который либо сам, либо через своих агентов или нанятых лиц, прямо или косвенно занимается сбором подарков, пожертвований или иных поступлений, которые затем используются, прежде всего, для прямого воздействия на законодательный процесс в Конгрессе США.
Над лоббистскими компаниями и агентами в Соединенных Штатах существует и гражданский контроль, которым занимаются, среди прочих, Центр ответственной политики (Center for Responsive Politics), Общественный наблюдатель (Public Citizen), Защитники потребителей (Consumer Watchdog).
В Вашингтоне, являющегося очагом мирового лоббизма, "торговцы влиянием" лишь усиливают свое могущество. По итогам 2016, годовая выручка индустрии лоббизма в Штатах составила 3,15 миллиарда долларов, согласно данным Центра ответственной политики (Center for Responsive Politics, USA). В этом году по состоянию на 7 августа на оплату услуг американских профессионалов по связям с органами власти уже было потрачено 1,67 миллиарда долларов. Не то, что бы объем отрасли стремительно рос, но за последние двадцать лет он вырос более чем в 2 раза.
Вполне предсказуемо, что лидерами по затратам на лоббизм в США выступают крупнейшие корпорации и коммерческие объединения. К примеру, так выглядит условный рейтинг доноров с 1998 по 2017 годы:
- Американская торговая палата (США) — 1,37 млрд долл.;
- Национальная ассоциация риелторов — 437,2 млн долл.;
- Американская медицинская ассоциация — 363,7 млн долл.;
- General Electric — 350,3 млн долл.;
- Американская ассоциация больниц — 337 млн долл.;
- Ассоциации исследователей и производителей фармацевтической продукции США — 324,8 млн долл.;
- Ассоциация Голубого креста и Голубого щита — 308 млн долл.
Абсолютное первенство по расходам из года в год удерживает Торговая палата США, спустив на лоббистов только за семь месяцев 2017 почти 40 млн долл. В то же время в последний год ставку на "агентов влияния" сделали и такие крупные компании, как Alphabet Inc. (в состав входит Google), Boeing Co, телекоммуникационная компания AT&T Inc, международная химическая компания Dow Chemical.
Услуги по продвижению интересов в США предоставляют как целые компании, так и отдельные лица. Топовыми лоббистами, исходя из доходности в 2017 года, являются:
- Akin, Gump et al — международная адвокатская компания, доход от деятельности который от начала года по состоянию на 7 августа 2017 года составил 19,2 млн долларов.
- Brownstein, Hyatt et al — с доходом 13,4 млн долларов.
- Squire Patton Boggs — 11,83 млн долларов.
- Podesta Group — компания руководителя избирательного штаба Хилари Клинтон Джона Подесты, доход — 11 млн долларов. Эта же компания в 2012 году работала с некоммерческой организацией "Европейский центр современной Украины", созданной в Брюсселе в поддержку экс-президента Януковича. В состав правления "Европейский центр современной Украины" входили депутаты Верховной Рады от Партии регионов. Примечательно, что контракт об этих услугах появился в базе данных Минюста США лишь в апреле 2017 года.
- BGR Group (Barbour, Griffith & Rogers) — основанная бывшим главой Республиканского национального комитета Хейли Барбуром, доход — 10,6 млн долларов. В начале этого года украинские СМИ гудели о том, что компанию наняла Администрация президента. Но как позже рязъяснили в АП, в качестве консультантов американскую BGR Group для продвижения интересов Украины в США и привлечения инвестиций в украинскую экономику привлек Национальный совет реформ при содействии Украинского фонда поддержки реформ в Украине.
Между прочим, компания крайне восстребовательна среди официальных властей государств. В разные годы к BGR обращались посольства Азербайджана, Казахстана, Катара, Таиланда, Эритреи, Мексики, Южной Кореи, Боливии, Польши, Гондураса, правительства Бангладеша, Индии, Сербии, Гамбии, Экваториальной Гвинеи, Республики Китая (Тайвань), Маврикия, Македонии, Демократической республики Конго. В 2003 году услугами BGR пользовалась также украинская корпорация "Антонов".
- Holland & Knight — 10,3 млн долларов.
Цели, с которыми власти государств прибегают к услугам американских лоббистов самые разные, но преимущественно — для создания позитивного имиджа своей страны в США и привлечение внешних инвестиций.
Читайте:
Эксперты составили ТОП–10 лоббистов Украины в мире
Для примера, в 2001-2002 годах МИД Эстонии заплатило лоббистской фирме Downey McGrath Group, Inc. 360 тыс. долларов для продвижения страны в НАТО. А в 2007 году правительство Эстонии зарегистрировало собственное предприятие "Эстония" в Сан-Хосе, Калифорнии в качестве лоббиста для увеличения иностранных инвестиций, экспорта, туризма и внедрения инноваций в стране. Ежегодно к лоббистам обращается и правительство Грузии.
Более того, к их услугам прибегают не только небольшие страны, но и крупные государства, такие, например, как Китай, который в 2004 году нанял Hogan & Hartson для способствования эффективной деятельности КНР в Мировой организации торговли. А в конце июня этого года посольство Китая в США заключило годовой контракт с лоббистской фирмой BLJ Worldwide для поддержки деятельности посольства, включая медиа-мониторинг, кризис-менеджмент, поддержку в соцмедиа. Проще говоря, для получения полного набора услуг пиар-менеджера.
In USA we trust
С момента формирования Украины как независимого государства надежды на посредников с властью США возлагали многие украинские политики, бизнесмены, партии, компании и органы власти. По данным сайта отдела регистрации иностранных агентов (FARA) минюста США, с 1992 года с украинской стороны было заключено 96 контрактов на получение лоббистских услуг.
В их числе Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ, Владимир Литвин, Виктор Янукович (будучи премьер-министром), Раиса Богатырева, Андрей Артеменко, Эдуард Прутник, Юрий Иванющенко (в 2011 и 2013 годах), муж Юлии Тимошенко Александр, компании Trident Foundation и Aveiro LP в 2014-2016 годах (которые, по информации СМИ, наняли лоббистов в интересах "Батьківщини"), Блок Юлии Тимошенко в 2006-2007 годах, "Партия регионов", "Нафтогаз", ГП "Антонов", администрации разных украинских президентов, Министерство финансов в 2015 году, Кабинет министров в 1992, 2001, 2014, 2015 и 2016 годах.
Цель, на которую в большинстве случаев направлены эти контракты — продвижение личных интересов, продвижение интересов страны в целом, поиск инвестирования для страны, поддержка среди американского политического истеблишмента и руководства страны, в некоторых случаях — избежание санкций и уголовного преследования.
Ранее "Обозреватель" писал о том, что 6 июля контракт о получении лоббистских услуг в США с неким Тедро Дж. Боннером заключили внефракционный нардеп Сергей Тарута и его советник — дипломат Алексей Чалый.
Начиная с 2011 года, карту лоббизма разыгрывает украинский олигарх Виктор Пинчук, неизменно пользуясь поддержкой американского лоббиста Дага Шона, которого называют одним из наиболее влиятельных консультантов Демократической партии США. В свое время Шон консультировал чету Клинтонов.
Правда, такая поддержка в формировании своего имиджа в США ежемесячно обходится Пинчуку в 40 тыс долларов. В 2016 году бизнесмен заплатил Шону за организацию ряда встреч с сенаторами, конгрессменами, другими политиками и чиновниками в США для нардепов Ольги Бельковой и Павла Ризаненко.
Следует отметить, что Ольга Белькова является членом комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерного безопасности, компетенция которого связана как раз таки со сферой интересов Пинчука.
С марта этого года в интересах украинского бизнесмена совместно с Дагом Шоном начала работать и медийщица Моника Кроули, кандидатура которой рассматривалась в спикеры Совбеза при президенте США Дональде Трампе. Среди прочего, задача Кроули состояла в приглашении американских должностных лиц для участия в различных мероприятиях, организованных при содействии Пинчука, включая Мюнхенскую конференцию.
Помимо этого, Виктор Пинчук и напрямую окучивал американских топ-политиков. Исходя из отчетности фонда Клинтонов, по состоянию на июнь этого года украинский бизнесмен пожертвовал супругам более 10 млн долл.
В феврале — марте 2017 года, согласно реестру FARA, американскую лоббистскую компанию ValueBridge через бельгийскую компанию CabinetDN нанял и НАК "Нафтогаз" — для продвижения своих интересов и предоставления помощи в вопросах коммуникации и связей с общественностью в США.
Наряду с этим по контракту лоббисты обязуются содействовать "успеху корпоративных реформ ("Нафтогаза") и уведомлять, как эти реформы позволят Украине обеспечить энергетическую безопасность Европы". Причем в договоре прописана и политическая активность менеджеров "Нафтогаза".
Читайте:
Взрывоопасно: какую игру ведет "Нафтогаз"
Как оговорено в сделке, ValueBridge также должна организовать для украинской делегации от "Нафтогаза" встречи с американскими бизнесменами в рамках энергетической конференции CERAweek в Техасе в начале марта 2017 года "для обсуждения будущего украинского газового рынка и американских возможностей инвестирования".
В составе делегации значатся нардеп Наталья Кацер-Бучковская (которая, к слову, была участником проекта фонда того же Пинчука WorldWideStudios и которая, как и Белькова, входит в парламентский комитет по вопросам ТЭК), глава "Укргазвидобування" Олег Прохоренко (впрочем, и в самой "Укргазвидобування" также работают люди, близкие к Виктору Пинчуку; например, замглавы компании Александр Романюк, который ранее был советником гендиректора группы Пинчука East One) и уполномоченным по работе с органами государственной власти НАК "Нафтогаз Украины" Вадим Гламаздин. Все трое также выступали спикерами на мероприятии.
Как уже отмечалось, почасту новости в СМИ о том, что тот или ной украинский политик, бизнесмен или даже официальные власти обращаются к американским профессионалам по связям с органами власти, поднимают нешуточную шумиху в силу бытующего общественного стереотипа, когда лоббизм отождествляют с чем-то противозаконным и коррупционным. Ответ: нет, обращение украинских представителей власти и бизнеса к лоббистам в США полностью легально.
В цивилизованном мире лоббизм позиционируется как один из инструментов пиара и публичной дипломатии.
Другая, более остродискуссионная сторона вопроса — какие цели преследуют заказчики таких услуг. Одно дело — когда лоббизм нацелен на интересы и благо государства, развитие региона. И совсем иное — когда политики и бизнесмены тратят десятки тысяч долларов для удовлетворения своего эго, самоудовлетворения политических амбиций или попросту на создание имиджа.
Что еще существенней: если в Канаде и США лоббистская деятельность жестко регламентируется законом, в Европе регулируется в рамках мягкого права, то в Украине же институт лоббизма и вовсе официально отсутствует. Хотя подобного рода услуги предоставляется и являются довольно востребованными, при этом завуалированы под более гармоничное и не столь пугающее для украинцев "консалтинг" и "government relations" (GR).
Закрепление лоббизма на законодательном уровне в Украине могло бы разрешить проблему отсутствия профессионального связующего звена между бизнесом и государством, плодотворного диалога между бизнесом и властью. И более того — стало бы регулирующим аспектом, задавая разграничение между политической коррупцией и легальными действиями. Если честно — это было бы честно.