Слово о единой «союзной» таможне…
Как известно, короли не любят мата. Но вот «совсем неожиданно» в вопросе о создании Таможенного союза Москва решила, действуя в стиле дипломатического блицкрига и натиска, поставить Киеву мат (может, и вправду абсолютная власть абсолютно развращает абсолютно всех). Но шутки шутками, но, похоже, самым значимым экономическим событием предстоящего весенне-летнего политического сезона станет именно попытка формирования договорных основ Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (назовем его ТС-БКРУ) — будущего (представим это хотя бы на минуту) межгосударственного договора о создании единого таможенного пространства между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной.
Предполагается, что Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около 400 млрд. долларов, а Белоруссия, Казахстан и Украина — по 16 млрд. долларов к 2015 году. Кроме того, полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза (вот вам и оригинальная трактовка никем толком не понятой формулы 3+1).
Вы спросите: а зачем вообще создаются Таможенные союзы? Ответ, элементарен, Ватсон: ТС — это соглашение двух или более государств (в форме межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма от третьих стран. Среди наиболее известных Таможенных союзов - МЕРКОСУР (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки, который объединяет 250 млн. человек и более 75 процентов совокупного ВВП этого континента. В МЕРКОСУР входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу etc.
Как известно, после президентских выборов новая украинская власть все больше и больше «полюбляет Рашу», не просто возвращаясь в ближайшую геополитическую орбиту Кремля, но и все больше и больше опираясь на помощь Большого Соседа в нелегком деле преодоления последствий глобального финансового кризиса и дилетантского правления оранжевых рэволюцинэров: именно Россия спасла Украину от банкротства, вовремя снизив «тимошенковские» цены на газ, - уверен премьер Азаров.
Спектр плюсов будущего Таможенного союза БКРУ довольно широк. Главный плюс заключается в сохранении либерального курса украинской экономики: ведь хочешь или не хочешь, но Украине придется следовать курсом модернизации экономики, которой твердо следуют кремлевские «белые подворотнички». Впрочем, наши украинские Бальцеровичи – и Клюев, и Колесников, и Тигипко с превеликим удовольствием будут оспаривать многие положения какой- нибудь очередной "Программы Грефа", но затем с большим энтузиазмом начнут торговать внутри перспективнейшей золотой жили – ТС БКРУ: ведь любому чиновнику-государственнику с поучительным бизнес-прошлым вовсе не помешает пара-тройка лишних «ярдов» в год для проведения в Украине тех структурных реформ, которые требуют чертовски много денег. Второй «тупой» плюс ТС БКРУ касается уже десятков миллионов украинцев: это «простое» снижение цен для Украины на российские нефть-газ примерно в два раза (и именно за этот долгосрочный параметр вступления в ТС БКРУ нам надо бороться «насмерть»), что даст возможность новой власти снизить цены на коммуналку и бензин: а это голоса на выборах от тех горожан и дачников, которые еще вчера «делали» Майданы. Третье преимущество будущего ТС БКРУ – так сказать «на сладкое»: Таможенный союз наверняка снизит импортные пошлины на ряд товаров, если к нему присоединится Украина. Об этом на днях заявил секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев на заседании круглого стола в Москве, который был посвящен социально-экономическим итогам посткризисного развития стран-участниц Таможенного союза.
Скажем откровенно: нам не по карману однополюсная политика, направленная исключительно на построение зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом (ЗСТ – это тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам). Скажем еще более откровенно: политика на скорейшее построение этой ЗСТ с Евросоюзом последовательно проводилась в жизнь оранжевыми правительствами без учета того обстоятельства, что условия зоны свободной торговли НЕ распространяются на продукцию сельского хозяйства. Мешает Украине снова стать «житницей Европы» не только отсутствие твердой дипломатии, но и пресловутый протекционизм европейцев в своем собственном сельском хозяйстве аж на 54 млрд. евро в год в рамках Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза: так, квоту на ввоз украинской пшеницы ЕС предлагает установить в объеме всего 200 тысяч тонн, хотя Украина ежегодно экспортирует около 7-15 миллионов тонн. По ячменю ЕС предлагает официальному Киеву квоту в размере 12 тысяч тонн, хотя Украина является одним из лидеров мирового рынка этой культуры, и объемы нашего экспорта также исчисляется миллионами тонн. Квота на мясо птицы Украине предлагается… в 10 тысяч тонн (это годовое потребление курятины в таком райцентре, как Царичанка, например))). Как говорится: а слона то я и не заметил, а, может, и не захотел заметить?!
Если честно, Украине вовсе не светит процветание в рамках ЗСТ с ЕС, а мне лично, в отличие от оранжевых «патриотов» на это вовсе не плевать (хотя существует вообще-то и «третий» путь, за который для Британии всегда ратовала Маргарет Тэтчер, которой категорически не нравились нетарифные торговые барьеры ЕС, а именно жесточайшие антидемпинговые пошлины: ведь в свое время нищий Гонконг, как отмечала самая успешная премьер-министр Великобритании, взял и в одностороннем порядке объявил себя зоной свободной торговли. Результат потрясающий: сегодня Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику. Это важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым городом в КНР. Рассчитанный по паритету покупательной способности ВВП на душу населения Гонконга превышает показатели даже четырёх ведущих западноевропейский стран: Великобритании, Франции, Германии и Италии, а также Японии. С момента появления индекса экономической свободы в 1995 году Гонконг ежегодно занимает в нём первое место в течение 13 лет).
Да, скажете вы, зато сразу же после вступления в ТС БКРУ экономический курс Украины наверняка подвергнется коррекции. Но вопрос, по-моему, надо ставить так: а насколько прогрессивными будут нововведения? Уверен, что для нашей Окраины будет полезным оказаться в экономических «объятиях» именно тех стран, которые, как и мы, только-только вывалились из совка, но уже во многом преуспели (как нелегко приходится в том же Евросоюзе среди слишком «продвинутых» стран нашим бывшим соседям – республикам Прибалтики в эпоху глобального финансового кризиса говорит хотя бы тот факт, что трудолюбивейшие из всех в СССР прибалты нынче почти по всем показателям «в хвосте» у «старых» европейцев). Ну, а тут родные все лица: так, многие ведущие российские компании лишь недавно объявили о своих планах провести публичное первичное размещение акций в 2о11–2012 гг. (хотя положительная динамика IPO российских компаний уже сегодня прослеживается достаточно четко; нам о такой динамике пока приходится лишь помечтать).
Да, наша новая «связь» с Россией вероятно приведет к усилению госконтроля во всех сферах нашей экономики. Крайним проявлением нового подхода в рамках ТС БКРУ даже может стать расширение прямого участия государства в экономической деятельности. Но ведь и та же великая Франция никогда не забывает во времена кризисов увеличивать госдолю в таких бюджетообразующих предприятиях как «Рено» (правда французам никогда не придет в голову такая «схемка», все еще принятая в постсоветских странах: доведение успешной компании до искусственного банкротства и передача ее в госсобственность). Будем надеяться, что цивилизованный подход к бизнесу все же возобладает в странах-участниках будущего ТС БКРУ, - иначе мы рискуем превратиться в рыболова, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – и никакая добыча не возместит потери.
В случае создания ТС БКРУ смело можно прогнозировать резкое повышение инвестиционной активности со стороны государства: ведь проведение политики поддержки отраслей, признанных приоритетными; как и импортозамещение давно стало нормой для России, Белоруссии и Казахстана, чему вовсе не грех у этих стран и подучиться. Даже «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) не брезгуют жестким патернализмом в экономике, что, собственно, и помогло им ворваться в число наиболее развитых стран мира. Ведь активное участие государства в управлении экономикой вполне может приносить эффективные результаты: вспомните хотя бы государственные нефтяные, газовые и трубопроводные компании Норвегии, которые вывели эту северную бедную страну на первое место в мире по доходам на душу населения.
Понятно даже колхозному бухгалтеру и то, что «незрелые» украинские реформы будет гораздо легче проводить в рамках «зрелого» Таможенного союза: ведь каждая из стран-участниц на самом деле имеет те или иные успешные реформаторские «прыжки тигра» при весьма похожем на наше правовом поле (поле это дырявое, во многом недоделанное, но другого ведь нет). Пример: российская Госдума приняла 14 января сего года в первом чтении новый закон о бухгалтерском учете, который продолжил сближение правил российского бухучета с МСФО. Между тем внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Украине – это вопрос весьма срочный, ибо позволит сгладить те волнения в предпринимательской среде, которые породил новый Налоговый кодекс: нашим «малым» и средним бизнесменам весьма затруднительно и накладно вести сегодня отдельно и налоговый, и бухгалтерский учеты (не случайно у нас самая большая в мире армия бухгалтеров). А теперь представьте на минуту, что Украина таки поучаствовала в создании ТС БКРУ: ясное дело, что нам придется быстренько нагонять русских в реформировании бухучета.
И вообще, на сегодняшней стадии интеграции Украины как молодого и неопытного государства в мировую экономику, когда она не вполне готова на равных конкурировать на международных рынках, вполне оправданно опереться на сильное плечо Большого Соседа. Слава Богу, в нашей правящей элите уходят в небытие те времена, когда многие украинские политики – по молодости - начали было исповедовать недальновидный принцип Гарри Трумена: тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим. Уже пора говорить иначе: не рой соседу яму, а то он использует ее как окоп!
Практика уже работающего Таможенного Союза Белоруссия-Россия-Казахстан показала: ТС вовсе не мешает никому из своих членов придерживаться линии, например, на европейскую интеграцию, которую исторически предпочитает Украина. Как никто в ТС не помешал Туркмении, Узбекистану и КАЗАХСТАНУ строить, к примеру, магистральный газопровод Туркмения-Китай.
Как показывают все последние события, Украина в своем, прежде всего экономическом, развитии все больше «русифицируется», в частности заметно оживилось сотрудничество на уровне правительств и президентов наших соседних стран. Вы скажете, что не всем в этом бушующем мире сие выгодно? Так я вам напомню: Тэтчер тоже когда-то просила Горбачева помешать объединению Германии (согласно информации Times, в ходе тех исторических переговоров Тэтчер и Горбачев говорили, что новая единая Германия сможет "стать еще опаснее, чем при Гитлере"). Сделает ли наши страны создание ТС БКРУ «еще опаснее, чем при Сталине»? Будем надеяться, что ДА…