Российские элиты и топ-силовики все больше озабочены сроками, которые Путин установил для окончания войны, и хотят жестких действий – ISW
В стране-агрессоре все еще верят в свою "победу" на поле боя и в вероятных переговорах
Депутат одесского городского совета от партии «Родина» Александр Васильев, который побывал в столице Галичины 9 Мая, чтобы отметить там День Победы вместе примерно с 40 активистами из различных антиоранжевых и антинационалистических организаций, рассказал в интервью «Обозревателю» о тех столкновениях с активистами «Свободы», которые произошли около Холма Славы в этот день.
- Александр, как и почему возникла идея ехать во Львов? Вы, если я правильно понял, представляете партию «Родина»?
- Изначально, автором идеи поездки во Львов на 9 Мая были крымчане из партии «Русское единство», а главным координатором - Сергей Юхин, один из ее лидеров. Как только эта идея возникла, они стали предлагать патриотическим организациям на юге и востоке Украины принять в ней участие. В итоге партнерами «Русского единства» в Одессе стали две организации – партия «Родина» и «Дозор».
Идея крымчан состояла в следующем: у них было большое красное полотнище, копия Знамени Победы. С двумя половинками этого полотнища они посетили все областные центры Украины. Это была своеобразная эстафета. Мы их принимали здесь в Одессе. Финал этой эстафеты был во Львове. Там они контактировали с местным областным Советом ветеранов.
Изначально наша акция планировалась более масштабной. Мы хотели, чтобы во Львов прибыло большое количество активистов с Юго-Востока.
- А примерно какое количество?
- Речь могла идти о тысяче человек. Не меньше. После того, как мы увидели реакцию на свою инициативу, сначала в Интернете на форумах, где в наш адрес писали: «Убьем!», «Будем расстреливать!», нам стало понятно, что адекватно это не будет воспринято. Это, во-первых. Во-вторых, когда было решение суда, мы его по сути выполнили. Мы отказались от марша, от шествия. Полностью отказались от использования партийной символики, от масштабного митинга. Вообще партия «Родина» отказалась от того, чтобы мы отправили во Львов наших активистов.
-Чтобы читателям было понятно, назовите, сколько человек приехало во Львов от партии «Родина»?
-Было 4 человека: два депутата от областного совета и два от городского. «Русское единство» было организатором акции. У них были люди из разных мест: Николаева, Днепропетровска, Луганска и из других городов по несколько человек. В итоге набралось несколько десятков. Наши партнеры из Одессы – «Дозор» - привезли с собой 12 человек. Первоначально они планировали порядка 60 человек привезти, целый автобус, но остановились на таком количестве. Всего во Львове нас было максимум 40 человек. Там мы контактировали с местным горкомом КПУ, Львовским областным комитетом ветеранов и Антифашистским комитетом. Их представители вместе с нами участвовали в мероприятиях на 9 Мая.
Любой гражданин Украины может принять участие в праздновании любого государственного праздника везде – в любом месте Украины. Аргументы в пользу этого тезиса, думаю, приводить не надо. Это и так понятно.
-Что вы планировали делать во Львове. Какие мероприятия проводить?
- Посетить Холм Славы и Марсовое поле, возложить там цветы. Планировалась первоначально, я знаю, православная панихида на Марсовом поле. Но потом из-за этих событий, естественно, ее уже не было.
Кроме этого, шла речь об использовании красного флага на этих акциях, закон об его использовании был принят парламентом и подписан спикером парламента. Идея использовать копию знамени Победы родилась в Одессе несколько лет назад. Ее официально утвердил наш городской совет. В прошлом году, когда «Родина» была в оппозиции, мы раздавали эти флаги горожанам, чтобы они вывешивали их на своих домах. Даже если бы мы одни в степи, а не во Львове праздновали 9 Мая, мы все равно подняли бы красный флаг. Так что никого мы этим флагом не провоцировали во Львове, так говорить нельзя.
Точно так же обстоит дело и с Георгиевской ленточкой. Мы же ее одеваем не для того, чтобы позлить националистов. Это такая же часть праздничного ритуала. Еще раз - 9 Мая – это общегосударственный праздник. Мы ж не приехали во Львов отмечать день рождения популярного в Одессе подводника Маринеско или героя Гражданской войны Котовского, тем самым навязывая Львову одесских героев.
- Александр, а почему для своей поездки вы избрали именно Львов, а не какой-либо другой город Украины?
- Нужно открыто признать, что сегодня Львов интеллектуально и организационно является духовным центром украинского национализма. И, конечно, эта акция была призвана продемонстрировать, что в Украине есть граждане, которые по-другому видят ее историю, и для которых 9 Мая является праздником. Во-вторых, этим мы хотели показать, что не делаем различия между Львовом и, например, Луганском.
Почему именно я решил поехать во Львов? Просто хотел своими собственными глазами посмотреть, как во Львове проходит празднование 9 Мая. У нас один депутат от партии «Родина» задался целью посмотреть, что происходит на самом деле в Сирии. Съездил туда и понял, что там все спокойно, а по телевизору показывают сплошные провокации. Вы знаете, у нас создан миф, что земли для нас за Збручом нет, что там сплошные националисты, бандеровцы, и что Западная Украина – один сплошной схрон. Но мы увидели, что во Львове, как и в любом другом городе Украины, точно также празднуют 9 Мая. И причем ни какие-то там мифические москали, одесситы или крымчане, а сами львовяне. Некоторые молодые люди с Георгиевскими ленточками на вышиванках, берут в руки цветы и с детьми идут поклониться воинским захоронениям. Причем среди них продвинутая европейская молодежь. Тут и старики-ветераны. Конечно, это не имеет такого массового характера, как в Одессе, когда к мемориалу Великой Отечественной войны течет сплошная река. Тут во Львове это ручеек. Но мне это было важно самому увидеть.
-И вы увидели?
- Да. Смотрите, если бы мы во Львове увидели, например, 10 тысяч горожан, которые в едином порыве сказали, что нам это не нужно, мы бы это поняли, но мы такого не увидели. Мы увидели сотни озверевших националистов. Это не было секретом. А вот открытием стало, что во Львове масса нормальных и открытых людей.
- Что произошло во Львове? Как возникли потасовки?
- Дам краткую хронику событий. Небольшие группы пикетов активистов «Свободы» с соответствующими знаками различий – нарукавными повязками – были в городе с самого раннего утра. Они везде в городе расставили пикеты. Около места, где мы проживали, была довольно большая группа активистов.
Заранее, по договоренности с милицией, у нас была точка сбора – в начале улицы Лычаковской. Мы вместе с ветеранами организованно должны были сесть в автобус и в присутствии правоохранительных органов дальше следовать по Львову. Пока наши активисты добирались до этого места, их на удалении сопровождали большие группы представителей «Свободы», но никаких на этом этапе стычек не было.
-А вы как приехали, кстати?
-Я приехал поездом. Некоторые активисты приезжали автобусом, некоторые на своих машинах. Мы приезжали небольшими группами, чтобы не дать повода для провокации.
-Хорошо, и что было 9 Мая дальше?
-Мы некоторое время подождали автобуса. (Мимо нас промаршировало несколько колонн этих националистов.) Сев в автобусы, доехали до Марсового поля. Это была первая точка, где планировались мероприятия. Оказалось, что полностью весь периметр мемориала перекрыт мощными металлическими заграждениями, за которыми строит милиция. Никого туда не пускают. Рядом с этим мемориалом размещаются памятные знаки УПА и перед ними находилось несколько сотен националистов, которые постоянно скандировали. Они также блокировали этот мемориал и говорили, что никого туда не допустят. Очень много львовян из-за этого не смогли туда попасть.
Когда стало понятно, что националисты нас без какого-либо обострения, которого никто не хотел, не пропустят, мы опять же погрузились в автобусы и двинулись по направлению к Холму Славы.
И вот мы выехали на дорогу перед Холмом Славы буквально после того, как там уже была стрельба. Там все было затянуто дымом от шашек. Мы увидели огромную разъяренную толпу. Милиция тут же завернула наши автобусы. Нас вывезли из города на расстояние 10 км по направлению к Киеву по трассе Львов-Киев. Мы несколько часов стояли просто в чистом поле. Милиция это объясняла тем, что они сейчас утихомирят этих националистов, и мы вернемся в город. Но, честно говоря, у нас многие были доведены до отчаяния, что даже звучали призывы перекрыть эту трассу, чтобы власти допустили нас к Мемориалу на Холме Славы. На это мы получили положительный ответ от милиции. Милиционеры сказали нам, что смогут вернуть колонну на Холм Славы, что смогут сделать коридор. Так и произошло. Мы подъехали туда. Свободовских активистов стало значительно меньше - к тому времени большинство народа рассосалось. Члены «Свободы» попытались заблокировать автобусы, но милиция сделала коридор. Однако националисты начали бить ногами автобусы и стекла в них, пытались вытащить нашего водителя из автобуса. Но, в конце концов, милиция их оттеснила, мы вышли из автобусов и прошли к мемориалу. Зашли во внутрь. И там развернули красные флаги. Там состоялся обмен поздравлениями между львовскими ветеранами и активистами «Русского единства». Крымчане привезли для львовских ветеранов целый ряд путевок в крымские здравницы. В это время была серьезная попытка националистов прорвать кордон. Им почти это удалось. Милиция в последнюю минуту благодаря подкреплению заткнула прорванную брешь. Каким-то одиночкам все же удавалось прорваться. К нам забежал какой-то громила с железным прутом, но он понял, что одному ему против нас делать нечего. Мы опять погрузились в автобусы. В них довольно длительное время нас продержали, так как свободовцы требовали, чтобы задержанных с их стороны отпустили. Учитывая, что перевес был уже на стороне милиции, последняя могла сделать коридор, чтобы выпустить автобусы. Но они применяли силу дозировано. Только когда у них не оставалось возможности сдерживать националистов, то тогда они применяли дубинки.
Что хочется отметить. Значительная часть самого радикального и буйного контингента свободовцев составляли ученики старших классов школы. Некоторые совсем были детьми. Были фанаты львовских «Карпат» с соответствующей атрибутикой. Также у меня создалось впечатление, что свободовские вожаки эту толпу не очень сильно контролировали.
- А кто стрелял?
- Честно говоря, я знаю об этом выстреле из сообщений СМИ. Насколько я понимаю, это были местные львовяне, из тех, кто пытался пройти к Холму Славы. На них напали, после чего они применили силы. Подчеркиваю, это были местные. Но это было еще до того, как мы подъехали.
-Чувствуете после поездки, что власти на вас косо смотрят? Может, уже начали вызывать на допросы?
- Пока реакции официальных властей не было, угроз тоже. Для этого нет повода. Правда, пытаются представить, что это Партия регионов отправляла нас туда, манипулируя нами. На самом деле, по имеющейся у нас информации, киевские власти были не в восторге от этой идеи.
Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!
В стране-агрессоре все еще верят в свою "победу" на поле боя и в вероятных переговорах
Новоизбранный президент США все еще не имеет четкой стратегии по войне в Украине
Республиканец же говорил, что это российская сторона просила встречи