Отыщут и спасут
В Украине открыт Центральный координационный центр по поиску и спасению на море. Теперь нам найти любой корабль в мировом океане – что косу в стоге сена отыскать. А прийти к нему на помощь – и того проще.
«Центр открыт во исполнение Украиной положений Международной конвенции по поиску и спасению на море», - несколько высокопарно начинает посвящать журналистов в тонкости системы, призванной спасать жизни людей в море-океане в случае любой беды или аварийной ситуации, директор Агентства морской безопасности Вячеслав Волошин.
Центр по координации морских поисково-спасательных операций находится в комнате на 21-м этаже здания Министерства инфраструктуры Украины (до этого здесь сидели служащие Морречфлота). Какие-то сложные нагромождения неведомой аппаратуры, хитросплетения проводов, которые рисовал ум при словах «центр», «координация», «поиск и спасение», отсутствуют. Нет, они наверняка есть. Но где-то. Куда журналистов лучше не пускать.
Сам же Центр выглядит просто, но, как говорится, со вкусом. На одной стене – большая карта Украины и прилегающих к ней дружественных стран, где по Черному морю красной линией обозначена зона ответственности Украины. То есть территория, на которой мы обязаны спасать любого, вздумай он на этой территории терпеть бедствие. Кстати, если территориальные воды заканчиваются в 12 милях от берега, то зона ответственности простирается на 200 миль.
Также в помещении четыре больших монитора. Два LG, Sony и Philips. На первом показаны суда под всеми флагами, находящиеся на данный момент в зоне ответственности Украины. (Кликнув мышкой на схематическое обозначение судна, можно узнать о нем всю правду – от ТТХ до порта приписки). На втором мониторе – все украинские суда, находящиеся в мировом океане. На данный момент их там ровно сто. Третий экран призван показывать, что происходит в одиннадцати украинских портах. (Одновременно показывается четыре порта, в нашем случае были Мариуполь, Южный, Ильичевск и Севастополь). А четвертый – все суда под всеми флагами в мировом океане. В ближайшее время будет обустроена система для отслеживания судов, идущих по Днепру.
Центр оснащен специальной системой АИС («Автоматическая идентификация судов» - в каком-то роде морской аналог GPS или российской ГЛОНАСС). Во время наблюдения за судами используются также глобальные системы морской радиосвязи и данные спутниковой съемки. Весь процесс происходит в режиме online. Одним словом, оборудование позволяет понять, где судно и как у него дела. В случае чего, оперативный дежурный (в кабинете работают два человека) может связаться с терпящим бедствие и дать сигнал другим судам выйти на помощь. Некие аналоги нынешнего центра существовали и раньше, но они были разбросаны между различными ведомствами и портами страны, единой координации не существовало. Ну и, конечно, не было такого оборудования.
- А можно посмотреть, что там сейчас у берегов Сомали? - спрашиваю.
- Нет, - говорит Вячеслав Волошин, – там судов не видно. Они отключают во время прохождения пролива свои приборы, потому что если мы их видим, то и пираты видят.
- Так а если они начнут терпеть бедствие, что же делать, как прийти на помощь?
- Подадут сигнал другими средствами. Тем же мобильным телефоном, например.
В помещение Центра входит вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Украины Борис Колесников. Оперативный дежурный докладывает обстановку: ничего неприятного за время его дежурства не произошло. Начинается торжественное открытие. Вице-премьера заверяют, что благодаря Центру сроки спасательных работ сократятся вдвое; показывают мониторы и рассказывают, что они умеют.
- Это – только что отремонтированное многофункциональное спасательное судно «Светломор-4», - сотрудники Центра показывают на правый нижний квадрат монитора Sony (там Севастополь). – Сейчас мы дадим команду судну немедленно выдвинуться. Яхта «Мария» с экипажем пять человек терпит бедствие. Ориентировочное время – 28 минут.
- Приступайте немедленно, - со сдержанной суровостью говорит Борис Колесников.
Оперативный дежурный немедленно приступает звонить на «Светломор-4» и требовать капитана. Хоть и понятно, что учения идут, на душе все равно становится тревожно. Вдруг капитан не вложится в 28 минут?
Рассмотрев крупным планом Керченский пролив – в последнее время, если говорить об украинской зоне ответственности, то там основные бедствия и происходят, министр инфраструктуры неожиданно перехватывает инициативу:
- А покажите мне «Шахтер». Он где-то под Индией сейчас, - со знанием дела просит Борис Колесников. – Так… так… недалеко от Сингапура. Ну как недалеко… тысяча миль.
Осмотрев Центр по координации морских поисково-спасательных операций, Борис Колесников приступил к пресс-конференции. С удовлетворением отметив, что время, когда местоположение судов в мировом океане мы отмечали флажками на карте, прошло, вице-премьер рассказал об обновлении специализированного спасательного флота страны.
В течение года будут построены и введены в эксплуатацию пять аварийно-спасательных катеров: два всепогодных и три скоростных. Общая стоимость катеров, строящихся на специализированной верфи в Эстонии (в Украине верфей для строительства таких маленьких судов нет, мощности, построенные во времена Советского Союза, были ориентированы на более глобальные задачи) – 6,1 миллионов евро. Предполагается, что катера будут базироваться в Вилково, Ильичевске, Севастополе, Керчи и Мариуполе.
Что касается уже имеющегося спасательного флота, то это уже известный «Светломор-4», на момент пресс-конференции спасающий под Севастополем пять человек с яхты «Мария». Стоимость ремонта суда, построенного в 1986 году в Сингапуре, составила 11,5 миллионов гривен. Многофункциональное спасательное судно, имеющее на борту госпиталь, противопожарное оборудование, батискаф, систему для сбора нефти и много других полезных вещей, способно проводить спасательные операции не только в зоне ответственности Украины, но и в акваториях других стран. Так же вскоре должен встать на дежурство после ремонта стоимостью 9,8 миллионов гривен спасательный буксир «Сапфир».
«Новые катера куплены не за счет бюджета, а за счет средств нашего министерства, доходов входящих в него структур. К концу года Украина полностью закроет зону своей ответственности, и таким образом, будет готова полностью выполнять международные обязательства в рамках Конвенции по поиску и спасению на море», - заверил Борис Колесников.