Левочкин: Банковая не заинтересована в осуждении Тимошенко
В преддверии начала политического сезона довелось пообщаться с главой Администрации президента Сергеем Левочкиным. Не с глазу на глаз, а в небольшом кругу журналистов. Эдакое коллективное интервьюирование, когда вопрос одного, реплика другого, замечание третьего позволяет, с одной стороны, попытаться загнать в угол высокопоставленного чиновника, а с другой, посмотреть на то, как он держит удар.
Левочкин, признаю, держит удар хорошо. Защищается умело. При неудобном вопросе у него интонация не меняется. Аргументы выстраивает четко и последовательно. Как и подобает главному административному менеджеру страны…
Лично меня подкупила его самоирония. К тому же высказанная на опережение. Когда зашла речь о привилегиях власть имущих – дачах, резиденциях, пребывающих практически в бездействии государственных дворцах и, как водится, авто для избранных – Сергей Владимирович упредил личные претензии к нему: «Я езжу на собственной машине». Реплика рядом сидящего журналиста – «принадлежащей оффшорной компании» - тут же вызвала у него «боевую стойку»: «Хотите сказать: купленной на ранее награбленные деньги?».
Вопрос главы АП выбил стул, фигурально выражаясь, у коллеги. Отвечать последний не стал. И спрашивать больше по этой теме тоже. Наверное, знает, что 39-летний руководитель АП – один из самых богатых чиновников нынешней вертикали власти. За 2010-ый задекларировал 147 млн. грн. совокупного дохода. Из них заработная плата – 191 тыс. грн. Но богатство свое он исправно декларирует. Еще с тех пор, как выполнял функции научного консультанта, а потом помощника и первого помощника президента Кучмы.
Впрочем, интерес к Сергею Владимировичу со стороны масс-медиа продиктован другим. Что у главы АП на языке, то у президента Януковича, как минимум, в голове. А вот что у Виктора Федоровича в задумках и чему из того, о чем говорил Сергей Владимирович, суждено будет сбыться, пока не будем гадать. Отметим разве что главные месседжи имеющего доступ и, чего греха таить, влияние на президента руководителя АП.
Итак, о текущем политпроцессе и … уголовном деле Тимошенко. «В Администрации президента нет заинтересованности, чтобы сидела Тимошенко, - подчеркнул Сергей Владимирович, хотя тут же признал упущения: - Есть определенная непоследовательность в отношении открытости процесса». При этом называет действия экс-премьера и ее окружения достаточно убедительными: «Круг друзей Тимошенко использует рычаги влияния на Украину. Работает достаточно эффективно». Но это, по мнению Левочкина, переговорного процесса нашей страны с ЕС кардинально не ухудшает. «Существующие планы между Украиной и ЕС остаются действующими. Это – соглашение про Ассоциацию, зона свободной торговли, визовый режим».
Заявление же президента Польши Комаровского о том, что дело Тимошенко осложнит евроинтеграцию Украины, глава президентской администрации объясняет наличием двух факторов – внутренними процессами в соседней стране и ее председательствованием в Евросоюзе. Если я правильно понял, это означает: нынешний статус велит Польше выступать в роли «евровоспитателя», строго оценивающего действия любой власти любой страны европейского континента, особенно с профилактической целью. Да и настроения внутри Польши определенной части политэлиты – не дать России «задушить в объятиях» Украину – дают о себе знать.
Но самое интересное в другом. Сергей Владимирович, дабы рассеять все сомнения журналистов в причастности или заинтересованности Банковой в осуждении Тимошенко, заметил: «Если бы я был аналитиком-политологом, то я бы рекомендовал не ввязываться в это дело. Это ухудшает имидж власти – раз. Тимошенко сегодня не опасна – два. И резонанс в мире негативный – три».
С политологом Левочкиным нельзя не согласиться. А вот с главой АП Левочкиным вряд ли можно согласиться. Задача каждой власти – получить еще больше власти. И меньше сопротивления. От оппозиции. Обезглавленная, без харизматичного лидера «Батькивщина» - это далеко не то боеспособное политвойско, которое мы наблюдали в политсхватках и во время электоральных агитационных наступлений с участием Тимошенко. Хотя спорить с Левочкиным на предмет того, что «Янукович – самый рейтинговый политик, а недоверие к оппозиции растет» - нет никакого смысла. Опросы всех без исключений социологических центров это подтверждают.
Кстати, доктор экономических наук Левочкин, оставляя поле для дискуссий по делу Тимошенко, отвергает все сомнения в ее экономической безгрешности. По его подсчетам, вследствие самолично подписанного экс-премьером газового договора с Россией, Украина теряет около 200 долларов с каждой тысячи «кубов». А при закрепленном условиями соглашения объеме ежегодных поставок в Украину в 40 млрд. – это 80 миллиардов долларов потерь. За 10 лет…
Газовая тема, естественно, пошла по руслу проблемного украинско-российского сотрудничества. Каковы будут действия официального Киева в случае отказа россиян идти на компромиссные уступки? Их, собственно, два. Договариваться. Если не удастся – обращаться к Фемиде.
Нет, Сергей Владимирович так категорично вопрос не ставит. Но не исключает, как следует из контекста его объяснений, что с началом отопительного сезона, с 15 октября, в ход могут пойти уже не только дипломатические, но и юридические (а значит, судебные) инструменты.
Не исключен и вариант личных договоренностей межгосударственного масштаба. На это косвенно указывает такая реплика Левочкина: «Переговоры происходят в одном месте, договоренности совершаются в другом».( Кто не знает, что формула харьковского соглашения – «газ в обмен на флот» - была рождена во время личной встречи Януковича на даче у российского президента Медведева).
Между прочим, очередное заседание межгосударственной комиссии под председательством президентов Украины и России планируется в сентябре, а время «Ч» для отопительного сезона наступит в октябре. Легко предположить, что в течение полутора месяцев мы получим либо новый «согревающий» газовый контракт с Россией, либо возвращение к «холодной войне» с Кремлем. В общем, все ясно, что пока ничего не ясно…
А вот на внутриполитическом барометре Банковой «атмосферное давление», похоже, стабилизировалось: «Смешанная система - наиболее эффективная». Из этого следует: все разговоры о возможном сохранении пропорциональной системы парламентских выборов – остаются разговорами. Пустыми… Все рассчитано, подсчитано и учтено. Осенью следует ожидать рассмотрения в парламенте с учетом, как дал понять Левочкин, замечаний Венецианской комиссии, окончательного варианта пропорционально-мажоритарного законопроекта о выборах.
Актуальные темы международной экономики, ввиду чрезмерного любопытства журналистской братии внутриполитическим закулисьем, увы, остались за кадром. Что, к слову, с сожалением отметил руководитель президентской администрации. Но при этом акцентировал: пробуксовка с МВФ по части кредитов – не проблема. «Сотрудничество с Фондом – всего лишь сигнал инвестором: с данной страной можно работать». А валютные резервы у нас значительные. «Получили кассу», как заметил Сергей Владимирович, в 22 млрд. дол. , наполнили до 38. ВВП растет, экспорт идет, экономика на подъеме. Поэтому опасений за стабильность гривны и социально-экономическую ситуацию в стране Левочкин не испытывает.
С колокольни Банковой оно, безусловно, виднее. Но там нет штаб-квартиры МВФ или офиса Всемирного банка. И уж тем более могущественного банка, способного стать экономической подушкой безопасности на случай валютно-финансовых или фондово-сырьевых цунами в мире. Но это уже тема для другого разговора.