России нужен "нормандский" формат, чтобы выйти за рамки международного права. Встреча советников глав государств четверки априори не может принести ни малейшего результата, поскольку статус этих лиц равен нулю.
Сейчас у Украины есть уникальный шанс выйти из "минского процесса", но о новой переговорной площадке в Стамбуле или Анкаре не может быть и речи. Киев должен полностью полагаться на "дирижерскую функцию" США.
Об этом в эфире телеканала OBOZREVATEL рассказал дипломат, бывший член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Роман Бессмертный (чтобы посмотреть видео, доскролльте до конца публикации).
– Что такое статус советников глав государств в "нормандском" формате? Это 0,0. Потому что в практике международных отношений первый уровень – это уровень политдиректоров. У нас это заместители министров, ведущие политические вопросы. Второй уровень – это уровень министров иностранных дел. Третий уровень – это уровень глав правительств. И четвёртый, ключевой уровень – это уровень глав государств.
Если идти по установленным правилам, то здесь нет такого статуса как советники глав государств "нормандского" формата.
– То есть даже если состоится прямой диалог Ермака и Козака, результата не будет?
– Совершенно верно. Он ничего не значит. Потому что в первую очередь Россия легонько его отклонит.
Я объясню почему. Задание номер один Кремля в этом процессе – это выйти за рамки норм международного права, регулирующих вопросы, о которых мы говорим, и второе – выйти за рамки организационных структур, обеспечивающих сегодня безопасность и на континенте, и в мире.
Само появление этих структур, находящихся за пределом установившихся правил, уже свидетельствует о том, что Россия мухлюет этой ситуацией. Это хорошо видно и по переговорам на уровне Вашингтон-Москва, и на уровне Киев-Москва, и на переговорах "нормандского" формата. Ибо сам "нормандский" формат является порождением этого подхода.
На днях пошла информация: а не начать ли межпарламентский диалог? Сейчас началась работа с общественными неправительственными институтами. А не начать ли диалог? Дальше будет разговор о церквях и т.д.
Это говорит о том, что Россия готовит какой-то шаг. На фоне этого потом якобы словесное смягчение, а дальше будет обвинение Украины в том, в чем она не виновата.
– Мы все понимаем, каким будет это обвинение: что мы не выполняем Минские соглашения в редакции, которая интересна Кремлю.
– В толковании, которое интересно Кремлю. И мы это очень быстро ощутим. Начнется с того, что прозвучит заявление: никакого смысла собирать "нормандскую четверку" нет.
– Накануне президент Зеленский заявил: "Мы работаем, чтобы состоялась встреча четырех президентов для будущего наступления мира в Украине". Но мы отмечаем, что "нормандский" формат не приведет нас к миру. Разве не так?
– Здесь очень важно принимать во внимание то, что сейчас дирижерскую функцию в вопросах безопасности принял на себя Вашингтон. Согласие Кремля на шаг по "нормандской четверке" – это, прежде всего, попытка оттолкнуть Вашингтон от этой функции.
И Киеву нужно очень хорошо думать, что, как и кому говорить. Потому что разногласия, которые сейчас выстреливают – то из Германии, то из Хорватии, то из Франции, – свидетельствует о том, что Кремль маневрирует.
Ни в коем случае сейчас нельзя допустить того, чтобы возник диссонанс между Киевом и Вашингтоном, между Киевом и Брюсселем, между Киевом и официальной позицией Парижа и Берлина. Потому что там может быть отчасти что угодно.
– Не вызовет ли диссонанс и не обидится ли "дирижер", если и нам, и Турции будет интересно организовать переговоры в Стамбуле или в Анкаре?
– Такие вещи недопустимы. В нынешней ситуации дирижерская функция, как минимум, обеспечивает укрепление обороноспособности Украины, предоставление финансовой помощи, сильный удар по экономическому и финансовому состоянию Кремля, фактически создание антипутинской коалиции. И в этом стратегическом направлении нужно двигаться.
– То есть искать новый Минск не нужно, нужно оставаться на старых площадках?
– Сейчас можно даже при определенных согласованных вещах заявить о выходе из "минского процесса", о выходе из исполнения Минских договоренностей. Но это нужно делать скоординировано.
Сегодня ситуация очень благоприятна для того, чтобы скоординировано на этих столах переговоров – в Женеве, Брюсселе, Вене, "в минском процессе" – действовать, атаковать.
То, что Кремль вбрасывает тезис о том, что Украина сдается, – свидетельство того, что он роет предохранительный вал. Украинским "ловцам рыбы" нужно это поймать и понять, как это делать вместе с Вашингтоном, Брюсселем, Берлином, Парижем, Веной.
Тогда я гарантирую, что то, о чем говорит президент Зеленский – мир на Донбассе и мир вообще на континенте, в центральной Европе, – будет обеспечен. Хуже всего – если здесь будет диссонанс.