УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Грузия: день без гнева

Грузия: день без гнева

Михаилу Саакашвили очень повезло с оппозицией. Грузинским оппозиционерам тоже повезло с президентом. Он смешон - ест галстуки перед телекамерами. Он труслив - убегает от примерещившегося авианалета. Он склонен к диктатуре - ограничивает права и свободы граждан вообще и оппозиции в частности. Он коварен и жесток - ему приписывают убийство Зураба Жвании, Бадри Патаркацишвили, Валерия Гелашвилии. Он несамостоятелен - полностью подконтролен “Вашингтонскому обкому”. Словом, президент Саакашвили просто идеальный объект для сокрушительной критики и последующего свержения.

Но тем не менее все попытки оппозиции свалить Мишико неизменно терпят поражение.

Саакашвили перессорился со всеми своими прежними товарищами по “революции роз”. Некоторые из них и впрямь умерли при очень странных обстоятельствах. Другие - например, Нино Бурджанадзе - пытаются возглавить борьбу против бывшего соратника.

В 2007 г. оппозиция уже заставила Саакашвили подать в отставку и провести досрочные президентские выборы. Результат этих выборов (53%) для Саакашвили в сравнении с послереволюционными выборами (96%) ухудшился почти вдвое - но это “почти” позволило Мишико подтвердить свое право на президентство. Тогда, кстати, массовые манифестации оппозиции были не в пример массовее, чем сегодня - и все же не привели к желаемому результату.

До сего дня Нино Бурджанадзе не позволяла себе называть режим Саакашвили диктаторским - только авторитарным. И она не грешила против истины. В такой стране как Грузия невозможно осуществить никаких преобразований, не прибегая к жесткой власти, вплоть до полицейского государства. Неограниченная свобода слова и прессы перерастает в информационный произвол оппозиционных СМИ вроде принадлежавшего олигарху Патаркацишвили телеканала “Имеди”. Без жесткого полицейского обеспечения не проведешь экономических реформ, которые не выгодны криминалитету и части коррумпированного чиновничества. Без усиления власти не приструнишь беднеющие массы - либеральные экономические реформы и щедрая зарубежная помощь обеспечили быстрый рост ВВП, но те же реформы увеличили безработицу и ничуть не улучшили положения грузинского крестьянства.

И в то же время, при невысоком уровне политической свободы, Грузия при Саакашвили оказалась на 5 месте в мире по легкости ведения бизнеса.

Со своей стороны, Саакашвили и его сторонники настойчиво заявляют, что все акции оппозиции инспирированы Россией. В это вполне можно поверить, поскольку России, похоже, выгодно иметь в грузинских президентах “нерукоподаваемую” персону нон грата и показывать на нее пальцем. При этом посылая Западу упреки в том, что они-де поддерживают совершенно ужасного персонажа, а гражданам России подсовывать портрет Саакашвили в качестве дежурного врага. Что делать с нищей и бесперспективной Грузией в случае свержения Саакашвили, в Москве, похоже, не слишком представляют. Потому-то и российские танки в августе 2008 г. не дошли до Тбилиси, и грузинская оппозиция способна только грозиться, не добиваясь сколь-нибудь значимых результатов в деле борьбы против Саакашвили.

Как бы там ни было, “День Гнева” в Грузии вышел какой-то унылый. Ну, захватили немногочисленные оппозиционеры приготовленную под военный парад трибуну - и что? Время, отведенное на акцию, закончилось - и спецназ повинтил и разогнал борцов с режимом. Теперь-то Нино Бурджанадзе уже без всяких оговорок будет называть Саакашвили диктатором - но это уже ничего не изменит. Нино заявила, что если Саакашвили примет парад на день независимости - то и ближайшее будущее грузии будет в его руках. Как в воду глядела. У саакашвили, по крайней мере, есть руки. Об оппозиции этого не скажешь. После того как беглый министр обороны Окруашвили отказался от своих обещаний заявиться в Тбилиси и отозвал свою Грузинскую партию с акций оппозиции, азарт ожидания перемен сменился разочарованием. Вожди оппозиции опять не смогли договориться друг с другом. Но это полбеды. Настоящая беда грузинской оппозиции в том, что она не в состоянии договориться с народом. Который, конечно, Саакашвили не любит - но менять шило Мишико на мыло Бурджанадзе, Окруашвили и прочих кандидатов в вожди не хочет. И пока дело обстоит так, а не иначе - грузинский спецназ будет без особых проблем зачищать проспекты столицы от надоедливых оппозиционеров.