"Газпром? Не, не слышали": как Украина до сих пор не замерзла
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Украина преодолела очередной рубеж на пути к энергонезависимости от России: 27 октября — ровно 700 дней, как наша страна не импортирует газ через российский "Газпром". Как Украине удалось спрыгнуть с российской "газовой иглы" — в материале "Обозревателя".
Последнюю партию "газпромовского" газа НАК "Нафтогаз Украины" закупила еще 25 ноября 2015 года. Практикуя реверсные поставки голубого топлива из Европы в 2014 году, под конец 2015-го Украина в лице "Нафтогаза" целиком переориентировалась на импорт из альтернативных нашему северному соседу направлений.
Отказ от природного газа напрямую из РФ был продиктован преимущественно двумя факторами. Первый — российская агрессия на востоке нашей страны. Второй — перманентные неурядицы между украинским "Нафтогазом" и российским "Газпромом", урегулирование которых в итоге перетекло в Стокгольмский арбитраж.
На сегодня Украина покупает газ исключительно у европейских трейдеров с точкой поставки в Словакии и на точках межгосударственных соединений с Польшей, Словакией и Венгрией. Проще говоря, топливо поставляется к нам по этим трем направлениям, приоритетным из которых является словацкий. Затем — входит в украинскую ГТС, и уже потом — к украинским потребителям.
По данным Еврокомиссии, в 2015 году Словакия, Венгрия и Польша поставили в Украину 10,4 млрд кубометров природного газа против 6 млрд из РФ. Львиная доля пришлась именно на Словакию — 9,7 млрд кубометров. При этом следует учесть, что на полный реверс Украина перешла лишь к концу 2015 года.
В 2016-м импорт газа как для "Нафтогаза", так и для частных компаний шел уже сугубо из Европы — 11,1 млрд кубометров: по словацкому направлению — 9,1 млрд кубов, и по 1 миллиарду — из Польши и Венгрии.
За 8 месяцев этого года "Нафтогаз" отчитался об импорте из европейского направления 6,4 млрд куб. м газа.
Сразу стоит уточнить, что Словакия, Венгрия и Польша выступают лишь пунктами, от которых ресурс заходит в Украину. К тому же у Словакии, к примеру, даже нет таких свободных объемов топлива, зато она является одним из основных транзитеров российского газа в Европу.
Читайте: Транзит газа в ЕС под угрозой: Украина выступила с обвинением в адрес "Газпрома"
Собственно, в этом как раз и состоит та ложка дегтя, которую преподносят реверсные поставки газа из Европы. Дело в том, что реверс — это в преобладающем большинстве своем тот же российский газ от "Газпрома", возможно, еще с примесями узбекского, казахского или туркменского, да и собственного украинского газа, которые смешиваются в газотранспортной трубе. Топливо транзитом через территорию нашей страны, мощностями украинской ГТС, поставляется в Европу. После входа на станции в Польше, Словакии и Венгрии этот газ европейские трейдеры перепродают Украине.
Пересекая украинско-словацкую границу, то есть границу с ЕС, законтрактированный газпромовский ресурс де-юре становится уже собственностью той или иной европейской компании-трейдера. И от них возвращается обратно в Украину.
По большому счету, технически сложный реверс сводится к тому, что Украина перенесла точку закупки импортного газа с восточной границы на западную с петлей в Европе. Хотя даже такая траектория предполагает свои плюсы для нашей страны. Ведь закупка газа в ЕС неминуемо приводит к необходимости бОльших закупок у России. А это в свою очередь вынуждает Россию поставлять больше газа, пользуясь небесплатно украинской ГТС. Растет транзит — растет и прибыль государственной НАК "Нафтогаз".
Впрочем, за счет этого украинские транзитные услуги действительно демонстрируют рост. Так, по итогам 2016 года транзит вырос на 33%. А с января по сентябрь 2017-го Украина нарастила транзит природного газа на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.
После запуска реверсной схемы в 2015 году "Газпром" пытался пресечь такие поставки, существенно сократив поставки своего газа в ЕС. Однако сорвав выполнения заказов, российский монополист лишь понес потери в виде многомиллионых штрафов и недополучения прибыли в районе $5,5 миллиардов.
Непосредственная же закупка газа Украиной, как уже отмечалось, осуществляется у европейских трейдеров, которых у государственного НАКа на сегодня 12. По итогам 8 месяцев 2017-го примерно половина голубого топлива "Нафтогазом" была приобретена у трех компаний — швейцарских DufEnergy и Axpo Trading и французской Еngie S.A. Тем не менее, ни один из трейдеров не поставляет более, чем 30% ресурса. Что немаловажно, поскольку обусловливает отсутствие монопольного положения.
Читайте: Формула на миллиарды: как в Украине снизить тарифы
У реверсной схемы есть и обратная сторона медали, так как это — тактический шаг, но не стратегическое решение. Возможность реверса непосредственно зависит от прокачки российского газа по украинской ГТС. Под риск схему ставит то, что Россия уже ищет пути поставок в Европу в обход Украины посредством "Северного потока". Плюс по истечению контракта, являющегося предметом судебных тяжб между "Нафтогазом" и "Газпромом" в Стокгольме, РФ может прекратить транзит газа украинской территорией.
Какова вероятность того, что Украина возобновит закупку газа у "Газпрома"? Крайне мала, поскольку НАК требует продавать нам газ по формуле "net back" или "хаб минус". То есть по цене на газовом хабе NCG минус транспортировка к точке сдаче (украинско-российская граница). На подобный компромисс в России идти, понятно, не хотят.
Поэтому крайне важно для нас наращивать внутреннюю добычу, которая, по прогнозам правительства, к 2020 году и вовсе должна свести к нулю потребность в импорте голубого топлива. Наряду с этим Украине следует предприимчиво подойти к вопросу строительства совместного интерконнектора с польской Gaz-System S.A., который соединит ГТС обеих стран. И не менее существенно реализовать обещанный нашим европейским партнерам анбандлинг НАК "Нафтогаза", выделив из него оператора ГТС в самостоятельную компанию. Необходимость анбандлинга сделает возможным привлечение иностранного инвестора для обеспечения загрузки газотранспортной системы после 2019 года — когда закончится срок обременительного газового контракта с Россией.