Дубневич: депутат в Украине должен работать так, будто выборы — завтра
Ярослав Дубневич — народный депутат, председатель Комитета по вопросам транспорта Верховной Рады Украины. В интервью "Обозревателю" он рассказал, почему спокойно реагирует на обвинения в СМИ в свой адрес, как, несмотря на сложную экономическую ситуацию, стимулирует развитие инфраструктуры на Львовщине и стоит ли Украине отказываться от смешанной избирательной системы.
— Ярослав Васильевич, если ввести в поисковой ленте интернета словосочетание "братья Дубневичи", выпадет немало критических или откровенно негативных материалов. Вы постоянно под прицелом СМИ. Это все фейк? Если так, почему не отбиваетесь?
— Все обвинения в мой адрес и в адрес моего брата звучат не в зале суда, а потому, что кто-то пытается кому-то испортить имидж, или же, наоборот, отбелить собственный за счет другого человека. Это не более чем клевета. Я решаю отношения с клеветниками законно — подаю на них в суд. Недавно подал в суд на Евгения Шевченко, который под видом авторитетного бизнесмена и агента Национального антикоррупционного бюро под прикрытием, дал большое интервью одному достаточно популярному интернет-изданию, где назвал меня коррупционером и собственной "добычей". Вот пусть Шевченко в суде доказывает достоверность своих слов. Вообще, считаю, грязные информационные кампании против меня и брата — это результат нашей с ним принципиальной гражданской позиции. Симптом того, что мы эффективно работаем. И наша деятельность как парламентариев некоторых очень раздражает и кому-то мешает. Заметил даже закономерность: как только Комитет, который я возглавляю, начинает обрабатывать принципиально важные законопроекты, которые устраняют коррупционные схемы в области, вводят реформы, открывают прозрачный рынок, — на меня сразу начинается давление, в том числе информационное. Но у нас с братом есть большое преимущество: мы избирались в конкретных округах. Есть конкретные люди, которые нам доверяют. Которые нас выбирали (и не один раз). И именно они, а не информационные провокаторы, имеют право давать нам настоящую оценку. Только они!
— Вас часто упрекают, что вы — региональный лоббист. Да вы и сами на своей странице в Facebook как-то признались, что являетесь лоббистом Львовщины и считаете это правильным.
— Да, считаю правильным! Это положительная оценка меня как депутата-мажоритарщика. Мы с братом Богданом Дубневичем, а также много других народных депутатов со Львовщины — ее ярые лоббисты. Это пример регионального лоббизма, который сейчас достаточно распространен среди политиков. Особое значение он приобрел из-за перекосов в госуправлении. Вообще, лоббизм региональных интересов со стороны представителей тех или иных регионов — это последствия проблем, а не их причина.
— Могли бы объяснить, о каких перекосах идет речь?
— Украина — все еще государство с чрезвычайно высокой степенью централизации. Деньги из регионов в основном идут "вверх" и там перераспределяются. Так исторически сложилось — эту систему строили в девяностые годы "под кризис", под выживание экономики в экстремальных условиях. В тех условиях это было залогом выживания государства — собрать деньги в одном месте, жестко контролировать распределение. Это позволяло поддерживать жизнедеятельность всех регионов в той или иной степени и иметь резерв на случай экстремальных ситуаций: наводнения, пожаров, техногенных катастроф, эпидемий и тому подобное. Сейчас эта система себя уже изжила. Состоялась децентрализация, экономическое самоуправление регионов. Но эти процессы продолжаются. И сегодня региональный лоббизм в парламенте, Кабинете министров все еще играет особое значение. И, кстати, в отдельных случаях он приобретает общегосударственный масштаб, это показательно с Львовским регионом. Львовщина сегодня — определяющий для страны регион, по которому идут транспортные коридоры в Европу, в котором сосредоточены таможенные пограничные пункты со странами Европейского союза, который имеет колоссальные перспективы как транспортно-логистический узел.
Убежден: именно на Львовщине уместно построить логистический хаб, подведя к нему узкую железнодорожную колею от западной границы, чтобы упростить сообщение с Европой. Львовщина должна стать дверью в Украине для иностранного бизнеса, мирового инвестиционного капитала. Это даст толчок для развития нашей промышленности, торговли, инфраструктуры, для открытия новых предприятий, создания новых рабочих мест. Для развития экономики в целом — не только на региональном — на государственном уровне. Итак, могу сказать: лоббируя интересы Львовщины, мы лоббируем государственные интересы.
— Кстати, Львовщина в последние годы заметно вырвалась вперед с ремонтом и восстановлением дорог разного масштаба и значения. Это тоже заслуга братьев Дубневичей?
— Да, мы прилагаем немало усилий, чтобы "дорожный вопрос" на Львовщине перестал быть проблемным. Издавна в регионе были едва ли не худшие дороги в стране. Каждый автомобилист хорошо знает: достаточно было съехать с трассы Киев — Чоп — и начиналось сплошное бездорожье. Свободно передвигаться можно было разве что внедорожником — особенно в непогоду. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Но впереди еще немало работы. Должен отметить, что Львовскую область в парламенте отстаивают не только братья Дубневичи. Создано и уже второй созыв эффективно работает депутатское объединение межфракционной группы "Львовщина". Оно самое многочисленное из региональных объединений, имеет в составе 36 членов: в частности, Оксану Юринец, Андрея Кота, Николая Кадыкало, Михаила Хмиля, Игоря Васюныка, Юрия Шухевича. То есть 9% от всего состава Рады. Можно сказать, что интересы Львовщины в той или иной степени лоббирует каждый десятый депутат.
— В то же время бездорожье на Львовщине все еще существует. Интернет выдает шокирующие фото, скажем, дороги на участке Самбор — Дрогобыч. Там автомобили буквально ползут, передвигаясь из ямы в яму. Министр как-то неубедительно оправдывается. А людей в то же время интересует один вопрос: а где же обещанный Дорожный фонд? Почему не работает? И где, кстати, в этом вопросе ваш, братья Дубневичи, региональный лоббизм?
— Дорожный фонд только начал свою работу в 2018 году. Но еще в прошлом году удалось сделать немало: отремонтированы дороги государственного значения. Скажем, Львов — Самбор — Ужгород. Продолжается ремонт трассы Николаев (Львовская область) — Городок — Жолква — Бибрка. Только в пределах моего округа отремонтирована 31 дорога местного значения (где-то работы еще будут продолжаться).
Немалую роль здесь сыграл Таможенный эксперимент, который работал с сентября 2015 года, в том числе, на Львовщине. В этом году, кстати, его собирались прекращать, но я и ряд других депутатов отстояли, чтобы его продлили.
Что касается приведенных вами примеров, участок Самбор — Дрогобыч — это действительно ужас. Это красноречивый пример того, как несвоевременно проведены тендеры, задержки с поставкой сыпучих для дорожных работ срывают ремонты на дорогах, и они переходят на следующий год. Это нерасторопность, а кое-где — небрежность того же "Укравтодора", за что определенные руководители должны нести ответственность и расплачиваться собственным креслом. Ведь сколько ни принимай качественных законов, если их не будут выполнять или будут саботировать, никакие реформы в дорожной отрасли, в инфраструктуре вообще не состоятся. Это должны понимать.
— Классическая формула регионального лоббиста: с трибуны Рады тянет одеяло на себя, точнее — на свой округ, а в округе — активно занимается школами, больницами, дорогами. А как у вас? Можете разъяснить на собственном примере?
— Еще в 2011 году, когда мы с Богданом Дубневичем были бизнесменами, мы основали Благотворительный фонд из собственных средств. Сейчас его ресурсы в основном направляются на реализацию различных проектов на наших избирательных округах. В частности, это помощь активным громадам — спонсорскими взносами для реализации проектов, которые участвуют в областном конкурсе микропроектов местного развития. Ведь одно из условий конкурса — это привлечение внебюджетных средств, поэтому 10-30% — это средства громады или меценатов. Львиную долю всех выигранных микропроектов в Городоцком, Самборском, Мостиском и Пустомытовском районе софинансирует Фонд братьев Дубневичей. Это все социально важные направления: образование, медицина, освещение улиц, спортивные площадки. Всего в 2017 году только на наших округах были воплощены 160 таких микропроектов.
— Так это за ваши деньги? Существует распространенное мнение, что братья Дубневичи активно осваивают государственные деньги.
— Какое отношение имеют братья Дубневичи к государственным средствам? Еще раз объясню: наш Фонд принимает участие в софинансировании микропроектов. Деньги Фонда — это наши личные деньги. А государственные средства осваивают те, кто побеждает на тендерах и получает такое право. Есть немало важных проектов в рамках Государственного фонда регионального развития (ремонт общеобразовательных учебных заведений, детских садов, амбулаторий, народных домов). Есть также проекты по ремонту дорог в населенных пунктах Самборского, Мостиского и Городоцкого районов. Благодаря слаженной командной работе с областными, районными и местными депутатами, с председателями органов местного самоуправления, взаимодействию с центральными органами власти сейчас удается решить немало проблемных вопросов, которые годами не решались. У меня же, как у депутата, есть достаточно инструментов для того, чтобы контролировать реализацию актуальных проектов. В частности, это переговоры, депутатский контроль, запросы и тому подобное. Примеры? Вот. За счет средств Государственного фонда регионального развития строится терапевтическое отделение на 50 мест в Городоцкой центральной районной больнице. Строится детсад на 150 мест в Большом Любене, школы в Братковичах и Суховоле. Началось строительство школы в Дубаневичах. Все это — лишь Городоцский район. В Мостиском районе продолжается строительство школы в селе Бортятин, в Самборском районе реконструируется поликлиническое отделение Рудковской центральной районной больницы, внедрены энергосберегающие мероприятия в Дублянском дошкольном учебном заведении, реконструированы и другие важные объекты социальной инфраструктуры.
За счет средств субвенции на социально-экономическое развитие в 2017 году восстановлено и улучшено состояние 22 объектов социальной инфраструктуры Городоцского, Мостиского и Самборского районов Львовской области. Вообще по Львовщине масштаб значительно больше: это более 15 важных проектов, реконструкция и строительство новых школ, детских садов, спортзалов, строительство систем уличного освещения, канализации, водоочистки. Эти проекты имеют сверхбольшое значение — некоторые из них люди ждали десятки лет.
— Вернемся к вашему Фонду. Интересно, по какому принципу принимается решение, куда именно необходимо дать деньги, какой проект важнее?
— Для меня это очевидные вещи. Ведь это моя родина, именно отсюда я избирался депутатом. Практически каждые выходные и время вне работы в Верховной Раде я провожу в округе, общаюсь с людьми. Следовательно, знаю, что именно необходимо в первую очередь. Есть проекты, которые по своему масштабу выходят за пределы Львовщины. Для меня лично один из таких — военно-патриотическое обучение для молодежи "Игры Непокоренных", которое ежегодно проходит в селе Спрыня, что на Самборщине, действительно, в историческом месте.
— Расскажите о нем.
— В 1944 году здесь была основана Украинская Главная Освободительная Рада (УГОР). Представители демократических проукраинских сил, среди которых были и Роман Шухевич, Кирилл Осьмак, Ростислав Волошин, создали правительство и парламент тогдашней Украины.
Сейчас здесь действует детский оздоровительный лагерь имени президента УГОР Кирилла Осьмака. Ежегодно в июле, накануне очередной годовщины УГОР, в Спрыне проходят "Игры Непокоренных". Они набирают обороты. В 2016 году участие в соревнованиях приняли команды из Донецкой и Луганской областей, а в прошлом году присоединилась и молодежь с севера и юга — участники поезда единства "Трухановская сечь". Шесть дней подряд юноши и девушки соревнуются в различных дисциплинах. Они знакомятся с историей освободительного движения, общаются с ветеранами-героями УПА. А сколько восторга у детей вызывают показательные выступления боевых подразделений наших Вооруженных сил! Молодежь, особенно из восточных и южных областей, по-новому открывает для себя историю борьбы за независимость. Считаю, что Спрыня на Самборщине должна стать центром патриотического воспитания молодежи.
— История — вещь важная. Но и сейчас идет война за независимость, которая почти ежедневно забирает человеческие жизни. А те, кто оттуда возвращается, нуждаются в поддержке, элементарном внимании — со стороны общества, власти, наконец.
— Совершенно с вами согласен. Мы должны окружить заботой каждого, кто возвращается с АТО. Это задача не только власти, депутатов, мэров городов и так далее, но и каждого украинца. Говорю без лишнего пафоса. Следует помнить о цене, которая уплачена нами за свободу и мирную жизнь. И которую мы продолжаем платить. Следует помнить и чтить каждого из погибших.
Кстати, в этом контексте не могу не назвать еще один проект, который мы недавно начали реализовывать в округе — это презентация волонтерского фотопроекта "Если бы не война" и показ фильма "Киборги" об обороне Донецкого аэропорта, которые с начала февраля путешествуют по районным центрам Львовщины, по большим селам и городам. Началось с того, что я побывал на презентации выставки во Львове и вышел оттуда пораженным. Сразу провел переговоры с девушками-волонтерами, инициаторами проекта, чтобы эти фотографии могли увидеть по всей Львовщине. Объехав областные центры Украины, фотовыставка теперь действует в нашем регионе и несколько раз в неделю собирает переполненные залы. Также мы провели переговоры с правообладателями фильма "Киборги", которые позволили нам приобрести лицензионные права показа киноленты. Убежден, и фотопроект, и фильм должны увидеть и в других областях, и на фронте. Над этим будем работать дальше.
— Вы, так понимаю, не остаетесь в стороне и в вопросе помощи фронту напрямую. Как-то даже побили волонтерский рекорд, как сообщал Фонд "Повернись живим", отправив на передовую сразу пять внедорожников. Это существенная поддержка армии.
— Вообще только за прошлый год на фронт отправлено более десятка внедорожников, и мы не собираемся на этом останавливаться. Так же, как не собираемся прекращать другую помощь фронту: техникой, медицинскими препаратами. Не собираемся прекращать свои волонтерские поездки на передовую. Как долго? До победы. Это естественно. Мы с братом помогаем армии с первых дней боевых действий, и я не вижу в этом ничего удивительного. И не считаю, что об этом нужно много публично говорить. Помощь армии, нашим защитникам — это то, что не обсуждается. То, что живет с каждым из нас, если ты гражданин. Если ты хочешь свободно жить в своей собственной стране.
— Каждому, кто следит за деятельностью парламента, сейчас бросается в глаза активная поддержка депутатами интересов "своих" регионов. Это также дает политологам повод поговорить о внеочередных выборах. Считаете, они состоятся?
— Считаю, что депутаты-мажоритарщики просто обязаны защищать интересы своих регионов, своих округов. Это, повторюсь, естественно и нормально. Поскольку люди оценивают работу своих избранников именно по реальным делам. И я, и мой брат Богдан Дубневич избирались людьми округа, мы ответственны за них, за свои обещания перед ними. Поэтому, конечно, мы отстаиваем свой округ, своих избирателей. Все их проблемы и пожелания всегда держим в голове. Кстати, баллотируясь в 2012 году в народные депутаты, я подписал двусторонние соглашения с каждым населенным пунктом округа, где мои обещания перед общинами были зафиксированы. Могу смело говорить о том, что мне не стыдно смотреть сейчас моим избирателям в глаза, ведь в настоящее время львиная доля обещанного выполнена. О внеочередных выборах скажу так. Не имеет значения, вовремя они состоятся или досрочно. Депутат должен работать так, будто бы выборы будут завтра. Каждый день — в полную силу. Иначе вся его деятельность теряет смысл. Это мое убеждение.
— На мажоритарной системе, похоже, скоро поставят точку. Рада собирается внести изменения в законодательство. Перейти к выборам исключительно по партийным спискам. И есть достаточно серьезные примеры, доказывающие неэффективность выборов в мажоритарных округах.
— Это какие?
— Скажем, кандидаты скупают голоса "за гречку", приходят в парламент и скоро уже не могут даже название своего округа вспомнить.
— Считаю, что вопрос о мажоритарной системе чрезвычайно политизирован. Именно поэтому найти истину в нем непросто. Да, есть и гречка, и неудачный выбор, когда депутат только что победил и уже забыл о своих избирателях, о своих обещаниях. Но уверен, это исключение, а не правило. Поскольку у такого, извините, депутата, никаких политических перспектив нет. Его больше никто никогда не выберет. Нигде.
По выборам исключительно по партийным спискам — это дискуссионный вопрос. Есть, скажем, точка зрения, что это приведет к консервации политической системы в стране. А сейчас страна, наоборот, нуждается в обновлении политических элит — только так можно надеяться на реформы. Партийные списки — это управление законодательной властью пятью лицами, председателями партий, имеющих шанс попасть в парламент. Именно они будут решать, кого брать в свои ряды. Любая критика, дискуссия, соревнования мыслей сводятся на нет. Депутат-личность теряется. На смену приходит партийная масса. Лично я считаю, что отказ от смешанной системы — не решение для страны в данный момент.
— Но ведь есть опыт западных демократий, который говорит не в пользу мажоритарки.
— Западный опыт разнообразен на самом деле. Наша избирательная система подобна немецкой. Там, как и у нас, — однопалатный парламент, Бундестаг. Депутаты избираются как по партийным спискам, так и по мажоритарной системе. Кто-то может сказать, что в Германии плохая избирательная система?
А в Польше, например, выборы в сейм проходят по партийным спискам. В то же время там есть сенат, верхняя палата парламента, и туда попадают по мажоритарной системе. Таким образом, сохраняется равновесие. Во Франции, Великобритании, США преобладает мажоритарная система. Для этих стран партийные списки — нонсенс. Итак, опыт западных демократий очень неоднозначен. Это следует помнить. Мое личное убеждение: Украине на данном этапе нельзя избавляться от мажоритарной системы. Поскольку именно мажоритарщики, как показывает нынешний опыт, — двигающая сила прогресса и реформ в своих регионах. Они активны, старательны, по-хорошему дерзкие. Они — тот драйвер, который способен запустить весь государственный механизм реформ. Поскольку, как мы уже выяснили, региональный лоббизм в конце превращается в лоббизм общегосударственных интересов.