Без оружия и насилия: как в Швеции не разгоняют митинги
67% украинцев не доверяют полиции. Несмотря на позитивные сдвиги в реформе правоохранительной системы, соотечественники все еще скептически относятся к структуре, которая должна поддерживать порядок в стране.
Кардинально иная ситуация в одной из самых богатых стран Европы — Швеции. Примерно 4 из 5 шведов доверяют своим правоохранителям, ведь о коррупции и скандалах там никто ничего не слышал.
При этом в рамках евроинтеграции и совместного сотрудничества Европейский Союз регулярно помогает украинским коллегам переломить ситуацию как финансово, так и информационно.
В чем проявляется эта помощь и что Украине стоит взять на вооружение — разбирался OBOZREVATEL.
Работаем с причинами, а не с последствиями
Это один из основных принципов шведской полиции. Система местной правоохранительной структуры построена не на борьбе с последствиями преступлений, а на их предотвращении.
Читайте: ''Слава нации!'' В Киеве радикалы устроили ''бойню'' на марше трансгендеров, есть пострадавшие
Полиция в Швеции, как и в Украине, рассредоточена территориально. В каждом регионе, области и районе существует свой департамент, который отвечает за безопасность. У полиции есть новейшая экипировка, техника и современные автомобили. Каждый полицейский имеет законное право открывать огонь на поражение в случае опасности, задерживать абсолютно любого нарушителя — как активиста, так и богача или простого бездомного.
Тем не менее шведская полиция не особо хвастается успешными задержаниями и спецоперациями. Дело в том, что в скандинавской стране правоохранители помимо привычного поиска преступников, активно работают над предотвращением агрессии.
Логика проста: зачем ловить грабителя, если можно лишить его возможности совершить преступление.
“Есть территория, где достаточно много преступлений. Мы, конечно, можем увеличить количество полицейских в этом районе. Но если изменить подход и задаться вопросом, почему там все неспокойно, ситуация может улучшиться и без привлечения наших сотрудников. Возможно, в этом районе плохое освещение или владельцы ближайших магазинов совсем не следят за своим товаром. Проанализировав ситуацию, мы часто приходим к интересному выводу: достаточно просто обустроить местность, и количество преступлений там уменьшится”, — сказал советник департамента полиции Стокгольма Карстен Алвен.
Читайте: В центре Киева радикалы подрались с полицией
По такому принципу действует и полиция диалога, работу которой многие украинцы наблюдают во время массовых акций. Ее основная задача — мирным, ненасильственным путем решать возникающие конфликты.
В Стокгольме сотрудники этого подразделения регулярно встречаются с местными властями, а также другими правоохранителями для обсуждения ситуации в городе. Проблемы могут быть абсолютно разные — от засилья продавцов наркотиков до наглых таксистов, которые в поиске наживы устраивают драки возле дорогих отелей.
При этом в местной полиции уверены: не все задачи решает пресловутое СИЗО или пара-тройка вооруженных до зубов спецназовцев. Печальный опыт массовых драк в Гетеборге в 2001 году во время саммита ЕС, который посетил президент США Джордж Буш-младший, тому яркое подтверждение. Тогда, несмотря на все меры безопасности, полиции не удалось избежать массовых столкновений и кровопролития. Пострадали десятки полицейских и антиглобалистов.
В рамках программ совместного сотрудничества за последние несколько лет обучение у европейских коллег прошли 750 украинских полицейских в области обеспечения общественного порядка и 1500 украинских полицейских в области взаимодействия полиции с обществом.
Главное — открытость и прозрачность
Всего в 10-миллионной стране работают около 20 тысяч полицейских.
Читайте: ''Почуяли вкус крови'': что творится во Франции
Правда, из-за наплыва мигрантов, а также угрозы со стороны России правительство планирует увеличить штат еще на 10 тысяч. Привлекать новые кадры будут, помимо достаточно высокой зарплаты (минимально полицейский получает 2,5 тысячи евро, средняя зарплата — 3,5 тысяч евро), бесплатным обучением.
Кроме материального обеспечения, руководство местной полиции старается поддерживать позитивный имидж своей структуры в глазах соотечественников. По словам главы отдела прессы и публичной информации полиции Швеции Варга Гилландера, правоохранители соревнуются с журналистами в скорости подачи информации.
“Мы стараемся максимально оперативно донести информацию до общественности. Чтобы потом ни у них, ни у журналистов не было вопросов к нам. Это и есть открытость”, — пояснил Гилландер.
Как ни странно, такая политика проявляется и во взаимодействии с гражданами напрямую, через социальные сети. На аккаунты шведской полиции в интернете подписаны около 3 миллионов человек!
Читайте: Многотысячный митинг во Франции закончился столкновениями с полицией
К службе в правоохранительных органах активно привлекаются и женщины. В подготовительных полицейских академиях, по словам местных сотрудников, уже есть гендерный баланс.
Немаловажный факт — в шведском законодательстве закреплено, что армия не имеет права обеспечивать правопорядок внутри страны. Ее задача — защита страны от внешнего агрессора.
Радикалы и антифашисты
Несмотря на экономическую, социальную и политическую стабильность, в Швеции активно действуют разного рода праворадикальные организации. Одна из них, “Северная молодежь” (Nordisk ungdom), ежегодно проводит акции памяти шведского короля Карла ХII. К слову, он сыграл важную роль в истории Украины. Именно король Карл стал союзником гетмана Ивана Мазепы, с которым вместе принимал участие в битве под Полтавой в 1709 году против русского войска Петра I.
Читайте:
Массовые протесты в России: озвучен ключевой нюанс
Каждый год праворадикальная организация устраивает факельное шествие к памятнику Карлу, недалеко от которого их встречают ярые противники — антифашисты. В Швеции нет незаконных митингов или демонстраций, ведь каждая группа граждан ( 8 или больше человек) имеет право на публичный протест. Дело остается за малым — уведомить местные власти о желании провести акцию.
Как ни странно, практически все организации в Швеции вступают в диалог с полицией и местными властями, заранее предупреждая о своих планах. В случае с шествием к памятнику Карлу службы правопорядка заранее готовятся к акции. В таких ситуациях у шведской полиции работает четкий механизм минимизации конфликта.
Во-первых, правоохранители стараются заранее согласовать детали акции. Маршрут, количество людей, время и главную цель.
Читайте: Россию накрыли протесты: чем они опасны для Путина и чего ждать Украине
Исходя из этого, полиция примерно определяет количество сотрудников, а также необходимые меры предосторожности. Чаще всего именно полицейские машины становятся барьером между митингующими, поэтому правильный расчет помогает копам избежать массовой драки.
Автомобили во время демонстраций и акции оперативно передвигаются, заслоняя одних демонстрантов, пока с другими работают полицейские. При этом в шведской полиции поняли: арестовывать “пачками” демонстрантов нецелесообразно, ведь это сильно нагнетает ситуации.
Поэтому ловят самых буйных, провокаторов или просто “горячих” протестующих, отводят их в специальную зону вне драки и заставляют сесть, скрестив ноги. После окончания активных демонстраций, полицейские на месте решают, отпускать такого протестующего или отвозить в отделение. Такой подход, как показала практика, действует на демонстрантовпсихологически. В результате полиция быстро берет ситуацию под контроль.
Ознакомительная поездка в Швецию прошла при поддержке Консультативной миссии ЕС в Украине (EUAM).