УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Беларусь трещит по швам

Беларусь трещит по швам

За спиной у каждого "экономического чуда" прячется источник, это чудо питающий - как батарейка в "вечном" двигателе или поп с масленкой возле мироточивой иконы. В Южной Корее и послевоенной ФРГ это американские инвестиции, в Ливии и Саудовской Аравии - углеводороды и небольшая численность населения. Замечено, что в случае с сырьевой основой экономического чуда в политической надстройке преобладает устройство, отличное от демократии. Штампованные на западных фабриках политологи или деланный "под Европу" отечественный политологический контрафакт называет это тоталитаризмом или автократией, а более оригинальные мыслители - суперэтатизмом.

Иногда такая система оказывается довольно стабильной и эффективной - та же Ливия тому пример. Однако такое обычно бывает, когда нефть и газ лежат под слоем песка в недрах твоей страны. В этом случае можно ожидать разве что гуманитарных бомбардировок, да и то если будете излишне дерзки с сильными мира сего. Но в случае с Беларусью эта схема не работает - по той простой причине, что углеводороды там не лежат себе спокойно под толщей лесов и болот, а быстро перемещаются по газотранспортной трубе из-за белорусско-российской границы.

Дотационная природа белорусского экономического чуда сыграла с Лукашенко злую шутку. Дешевый газ стал ее основой, а Россия - спонсором. Когда ты получаешь за копейки голубое топливо из Сибири, а продаешь его своим же предприятиям и трудолюбивым белорусам с хорошей надбавкой - бюджет чудесным образом всегда бывает полон, и замершая под газовым кайфом экономика делает социально ориентированное выражение лица. Никому, конечно, не возбраняется под этим соусом возрождать собравшееся было накрыться медным тазом село, строить агрогородки и возводить самую крутую в мире библиотеку в Минске - что Лукашенко методично и осуществлял, отвлекаясь изредка на воспитательные меры в отношении жиденькой демократической оппозиции.

Но беда в том, что под луной ничто не вечно. В частности, не вечными оказались дешевые российские энергоносители под красно-зеленым стягом. Москва нынешняя, прагматичная и безжалостная, так же похожа на готовую почти бесплатно помогать половине мира Москву советскую, как йоркширский боров на арабского жеребца. Поэтому, когда у России в очередной раз случилась нехватка денег то ли на сочинскую олимпиаду, то ли на дворец для Путина, в мыслях обитателей Кремля и Газпром-сити возник усатый образ Александра Лукашенко и сакраментальный вывод, достойный кота Матроскина: "Что-то мы зря его кормим..."

Истерики Бацьки и агрессивные заявления в адрес восточного патрона не возымели нужного действия - поэтому белорусская экономика скривила свою социально-ориентированную физиономию в обычную постсоветскую гримасу - были отменены льготы целому ряду незащищенных слоев населения.

Инвестиции в экономику страны стабильно снижаются - это и неудивительно, ибо новых инвестиционных идей просто нет. Их и не может быть, когда вместо динамичного развития промышленности и других секторов экономики сохраняется старая, пусть и работающая пока система советских госпредприятий.

Апологеты Таможенного союза с Россией рассчитывали, что вступление в ТС вдохнет жизнь в экономику Беларуси. Однако бензин и дизтопливо, вместо удешевления, подорожали, а доходы как населения, так и предприятий либо заморожены, либо вообще снижаются.

Расчеты Лукашенко на нефтяные вливания из Венесуэлы не оправдались - друг Уго оказался большим другом России, чем Беларуси, и в результате Минску пришлось соглашаться на российские условия нефтяных поставок.

Внешний долг страны уверенно стремится к предельной верхней отметке и уже превысил 10 млрд. долларов. А источников внешнего кредитования почти нет. Потому что кредиты в нашем прагматичном мире дают под что-то материальное - например, под гарантии приватизации государственных предприятий, на что правительство идти не хочет.

Финансисты в один голос требуют немедленной девальвации и без того истощавшего белорусского "зайчика". Иначе, говорят они, промышленность встанет, а следствием будет острый товарный дефицит.

На текущей неделе резко кончилась валюта - спрос многократно превышает предложение, а цена доллара достигла той отметки, при которой вести бизнес просто бессмысленно с точки зрения конъюнктуры рынка.

В этих условиях и Запад, и Россия были бы просто дураками, если бы не воспользовались ситуацией для замены Лукашенко на более контролируемого персонажа. Здесь все средства хороши: и экономически додавить режим, и цветную революцию “замутить”, и по ее результатам объявить Бацьку нарушителем прав человека. И все это, конечно, очень грустно.

А вывод из всей этой печальной истории прост: не надо строить свою маленькую, но гордую империю на импорте дешевого газа.

Это плохо кончается.