УкраїнськаУКР
русскийРУС

Атомная эпопея в Европе

Атомная эпопея в Европе

Германия окончательно решила покончить с атомной энергетикой. Для начала - на своей территории. Безъядерная Австрия ее поддерживает. На днях о поэтапном закрытии своих АЭС объявила Швейцария. Авария на Фукусиме сыграла на руку противникам атомной энергии, и планы Германии по выводу АЭС из эксплуатации находят широчайшую поддержку в самых широких массах.

Видео дня

После Чернобыля вообще любителей атомной энергии поубавилось: страх перед мирным атомом, подобный страху перед ГМО, владеет миром. Этот страх иррационален, он основан не на четком знании и понимании технологий, рисков и выгод атомной энергетики, а сформирован примитивной пропагандой экологических организаций, падких на сенсации журналистов и безответственных политиков, тонко чувствующих конъюнктуру.

Германии сегодня относительно легко отказаться от атомной энергии: АЭС дают около 20% необходимой для страны энергии, остальное дают уголь, газ, падающая вода и ветряки. Не то во Франции, где 80% электричества поступает с атомных электростанций. Париж не намерен отказываться от АЭС, и теперь ему придется противостоять германо-австро-швейцарскому “зеленому” лобби, которое уже протянуло в ЕС решение о стресс-тестах европейских АЭС.

Впрочем, назвать “зеленым” нынешний курс Европы можно лишь с большой натяжкой. Не только в Украине партии “зеленых” ассоциируются прежде всего с цветом очень распространенных в мире дензнаков. Ведь должен же кто-то производить электичество взамен закрытых АЭС. Даже если всю Греманию утыкать трехлопастными ветряными электрогенераторами, они не дадут того количества энергии, которого требует высокоразвитая немецкая промышленность и скученно живущее на небольшой территории население. Поэтому выход либо в строительстве новых ТЭС, либо в возведении каскадов электростанций на всех мало-мальских немецких речках.

“Зеленые” странным образом умудряются забыть о том, что АЭС вредит природе лишь в случае аварии, риск которой можно минимизировать, тогда как ТЭС отравляют воздух и способствуют глобальному потеплению как раз в ходе нормальной работы, то есть ежеминутно и постоянно. О негативных последствиях ГЭС для рек, климата и сельхозугодий Украина знает не по наслышке - плотины и водохранилища на Днепре давно стали частью украинского пейзажа. Так что борцы с мирным атомом и следующие в их фарватере немецкие политики обеспечивают Германии ухудшение экологической ситуации. Мы, конечно, не ловили за руку немецких “зеленых” при получении спонсорской помощи от газовых поставщиков и трейдеров - но подобный симбиоз просто напрашивается.

Между тем, в самой Германии хватает недовольных новой энергетической политикой. Среди них - крупнейшая немецкая энергокомпания E.ON AG, которая “попала” на миллиарды евро из-за атомных метаний федерального правительства и требует теперь компенсации. Концерн “Даймлер” возмущен решением о закрытии АЭС и с прискорбием предвидит повышение цены на электроэнергию. Это уж как пить дать - подобные перемены на энергетическом рынке неизбежно тянут за собой повышение стоимости киловатта, а значит ударят больно как по бизнесу, так и по бюргерам: они на такой борьбе за экологию много потеряют.

Зато есть и те, кто окажется в выигрыше. Например, “Газпром”. Конечно, Ангела Меркель обещает не наращивать зависимость Германии от российских поставок топлива для будущих ТЭС - но выбор невелик, либо газ с востока, либо газ с юга - а ситуация на юге сейчас очень неустойчивая. Заметим, главный лоббист “стресс-тестов” европейских АЭС европарламентарий Гюнтер Эттингер также лоббирует и увеличение поставок газа в Европу - и не скрывает этого. “Газпром” охотно пользуется плодами усилий Эттингера и его коллег, увеличивая поставки газа в Европу. В частности, в мае текущего года количество поставленного в Европу российского газа превысило майский показатель прошлого года на 30%.

Однако тренд на отказ от атомной энергетики вовсе не абсолютен. О Франции мы уже упомянули. Но там все ясно: страна не хочет отказываться от главного источника энергии. Гораздо более интересная коллизия разворачивается в Восточной Европе, там, где переплелись не только интересы, но и территории России, ЕС и Белоруссии. Сразу три проекта АЭС реализуются на относительно небольшом участке земли. Белорусская АЭС строится угадайте где, Балтийская - в Калининградской области РФ и Висагинасская АЭС в Литве.

Последняя возводится на той же площадке, на которой действовала Игналинская АЭС, построенная в советские времена. Генерирующих мощностей Литвы хватало, чтобы обеспечить саму республику и еще продать на экспорт. Но ЕС решил, что АЭС в Игналине может взорваться как Чернобыль - и принудил Литву закрыть станцию. Разрешив построить на ее месте новую АЭС, более безопасную. Так европейские энергетические зубры устранили пусть небольшого, но все-таки конкурента.

На руку такая ситуация и РАО ЕЭС, ведь в результате закрытия АЭС Литва из экспортера электроэнергии превратилась в безнадежного импортера: доля “завезенной” электроэнергии в стране превысила 80%, и практически вся эта электроэнергия пришла с востока. Строительство новой АЭС должно, конечно, исправить ситуацию. Но здесь схлестнулись интересы трех монстров атомной энергетики - Росатома, Hitachi-GE и Westinghouse.

Последние две компании, контролируемые японскими собственниками, сегодня по вполне понятным причинам переживают не самые лучшие времена. Так что для них литовский проект весьма интересен.

Что же касается Росатома, то он никому не отказывает в желании завести свою собственную АЭС. А потому Россия намерена присутствовать не только в проекте Висагинасской АЭС, но и в проектах Балтийской и Белорусской АЭС, которые находятся в непосредственной близости от границ Литвы.

Вокруг этих проектов разгорелись нешуточные страсти. Литовские политики поделились на лоббистские группы: лидер Народной партии Казимира Прунскене демонстративно поддерживает строительство Балтийской АЭС в Калининградской области РФ, тогда как спикер литовского сейма Ирена Дягутене жалуется на Россию Конгрессу США: мол, атомные станции вблизи границ Литвы серьезно угрожают ее безопасности.

Насколько опасны эти проекты - вопрос спорный. Возможно, на самом деле опасность здесь несколько иная, нежели может представляться жителям страны, пережившей Чернобыль. Речь об опасности перепроизводства электроэнергии. Одна-единственная Висагинасская АЭС после ввода в эксплуатацию превратит Литву в уверенного экспортера электроэнергии. Но еще раньше, чем станция в Висагинасе, будет запущена примерно равная ей по мощности Балтийская АЭС. А если Беларусь успешно приступит к реализации своего атомного проекта, то к 2018 г. в регионе окажется три мощных АЭС, что вполне может привести к серьезному снижению цен на рынке электроэнергии - а атомщикам это совершенно ни к чему, ведь атомная электрогенерация - дело достаточно дорогое.

В общем, в Европе завязывается не один, а множество достаточно драматических сюжетных линий вокруг атомной энергетики - столько, что может потянуть на хороший роман-эпопею. И может статься так, что слегка заглохшая ныне украинская суета вокруг возможного строительства двух новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС в этой эпопее окажется мелким и незначительным эпизодом.