Российский журналист о буднях Донбасса: убийства на улицах и разборки "решал"
В оккупированных террористами районах Донбасса прав человек придерживаются весьма условно, а уличные убийства и разборки "крыш" и "решал" стали вполне нормальным явлением.
Об этом рассказал российский журналист Павел Каныгин, передает "Медуза".
"Ситуацию в этой сфере (прав человека) мониторят несколько организаций — представители ООН, ОБСЕ и Human Rights Watch. Исходя из их отчетов, правовой режим в "ЛНР" и "ДНР" можно описать как полувоенную диктатуру. Де-юре функционируют гражданские институты власти, в том числе суды и полиция. Однако деятельность их номинальна, доступа к ним у жителей нет", — подчеркнул он.
Также Каныгин рассказал о случае уличного убийства, которое произошло на его глазах.
Читайте: В сети показали, как выглядела "ДНР" без денег и оружия от Кремля
"Однажды на наших с фотографом Петром Шеломовским глазах в центре Донецка пьяный боец вооруженной группы "Оплот" убил прохожего, вышедшего из магазина с покупками. Мужчина говорил с кем-то по телефону, а бойцу показалось, что на экране у того — заставка с желто-синим украинским флагом. "Ты укроп! — кричал оплотовец. — На них работаешь, сука!" Одним ударом он сбил человека с ног; во время падения тот сломал основание черепа", — поведал журналист.
Также он добавил, что после этого кто-то "по привычке" вызвал полицию и "скорую".
"Но сначала приехал тонированный микроавтобус без номеров и увез "оплотовца" в неизвестном направлении. Затем "скорая" забрала тело. Спустя час прибыли полицейские "ДНР", один из них с досадой заключил: "Б****, зачем только ехали", — поведал Каныгин.
Также он рассказал о том, кто следит за порядком "ДНР".
Читайте: Промывка мозгов на практике: в школах "ДНР" провели "урок государственности"
"Штат "полиции ДНР" составляют в основном те же люди, которые работали в ГУВД Донецкой области до "русской весны". Как и раньше, влияние и авторитет официальных правоохранителей остаются ничтожными", — подчеркнул журналист.
Еще одной "правовой" особенностью Донбасса являются методы решения хозяйственных споров.
"Споры, особенно хозяйственного характера, решаются с участием "крыши" из числа вооруженных бригад. Само наличие "крыши" стало непременным условием ведения коммерческих дел. "Решалы" и лидеры вооруженных групп ("Восток", "Нацгвария ДНР" — бывший "Оплот", "Призрак", "Спарта" и прочие) заменили собой и суды, и органы правопорядка. Более того, они встроены в саму вертикаль власти непризнанных республик, исполняя охранные и полицейские функции, функции отправления наказаний и налогового контроля", — сообщил он.
Каныгин подчеркнул, что на оккупированных территориях "сведены к минимуму всякие гражданские инициативы".
Читайте: "Как бомжи ходим, месяц немытые": голодные террористы "ДНР" вышли митинговать. Видеофакт
"После антивоенного митинга 16 июня 2015 года Александр Захарченко (главарь "ДНР" — Ред.) распорядился найти организаторов демонстрации и "положить конец подрывной деятельности". С тех пор жители Донецка боятся собираться большими группами. За активностью населения следит "министерство госбезопасности "ДНР" (аналогичное — в "ЛНР"), преемник упраздненного СБУ по Донецкой области, большая часть сотрудников которого летом 2014 года, как и в случае с полицией, присягнула "Новороссии". "МГБ" имеет собственный изолятор, который местные называют просто "подвалом", — добавил журналист.
В свою очередь, Human Rights Watch оценивают ситуацию с правами человека в "ДНР" как тяжелую. Правозащитникам HRW поступают сообщения об отсутствии у граждан доступа к качественной медицинской помощи и нехватке медикаментов. Кроме того, по-прежнему есть информация о произвольных задержаниях и исчезновениях жителей. Украинские власти насчитывают десятки политических заключенных в "ДНР"; среди них журналисты, проукраинские активисты, преподаватели вузов, волонтеры, предприниматели, чиновники и судьи. В "МГБ ДНР" наличие политзеков не отрицают, их называют диверсантами и шпионами", — резюмировал он.
Напомним, ранее сам Каныгин после задержания на Донбассе был избит и вывезен в поле — к границе РФ.