Комментарий: Почему минские соглашения не будут выполнены
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Выполнение минских соглашений не согласуется с главной целью Кремля на Украине, пишет в специальном комментарии для DW российский журналист Константин Эггерт.
"Там уже построили некое подобие независимых государств. Главное, люди мысленно попрощались с Украиной". После презентации доклада "Путин. Война" в штаб квартире партии РПР-ПАРНАС в Москве 12 мая коллега, недавно побывавший в Донецке, делился впечатлениями от посещения самопровозглашенных "Луганской" и "Донецкой народных республик".
Я, в свою очередь, вспомнил, как во время недавней поездки на Украину был удивлен тем, что вопрос "А может быть, вам лучше было бы жить без Донбасса, или, по крайней мере, той его части, которая контролируется сепаратистами?", не вызывал гневной реакции собеседников. Обычно ответ на него был вполне прагматичный: "Многие с этим согласны. Но, во-первых, сейчас публично занять такую позицию ни один из украинских лидеров не может. Слишком много военных и добровольцев погибло на востоке. А во-вторых, Путин едва ли захочет платить за Донецк и Луганск".
Ненужный Донбасс?
И то, и другое - верно. Я сам видел целые участки на кладбищах украинских городов с рядами свежих могил тех, кто погиб, воюя на востоке страны. Президенту Порошенко и правительству сказать их родственникам "Мы уходим из Донбасса" - значит вызвать опасную для властей волну возмущения.
Не менее важен и второй вопрос: "Кто будет финансировать восстановление разрушенного войной региона?" Киев пытается добиться, чтобы это сделало российское руководство, мол, вы начали войну, вы и платите. Кремль, в свою очередь, отвечает Порошенко и Яценюку: "Это вы отправили войска на восток, вам и раскошеливаться!"
Ситуация выглядит тупиковой. Уже обремененная финансовыми и логистическими проблемами Крыма, в период экономического кризиса и санкций Россия просто не может позволить себе взять на содержание еще и часть Донбасса. Более того, Владимир Путин понимает: если в Киеве согласятся с отделением восточных территорий, то он потеряет важнейший рычаг воздействия на соседнюю страну. Согласившись с утратой Донбасса, Украина окончательно вырвется из сферы влияния Москвы и пойдет, пусть и медленно, в направлении Европейского Союза и НАТО. Это совершенно точно не входит в планы российского руководства. Для него подобное развитие событий означало бы жестокое политическое поражение.
Тупик минских соглашений
Безвыходность ситуации усугубляется еще и тем, что достигнутые в феврале в Минске договоренности нежизнеспособны. Они могут привести к прекращению огня, но не в состоянии обеспечить долгосрочное политическое урегулирование российско-украинского кризиса. Можно сколько угодно обсуждать тему выборов в самопровозглашенных республиках, их широкой автономии на грани конфедерации, но содержащийся в минских соглашениях пункт о необходимости передачи контроля над границей украинским властям лишает эти дискуссии смысла.
Без постоянной помощи из России ЛНР и ДНР долго не продержатся. Скорее всего, Кремль будет добиваться от Порошенко согласия на формирование всех местных силовых структур на востоке Украины (включая армию и спецслужбы) пророссийскими сепаратистами. Мне трудно представить себе согласие Киева на такой вариант.
Мечта Кремля - заставить власти Украины и Евросоюз финансировать сепаратистские регионы, которые номинально будут оставаться в составе страны, но на деле будут контролироваться Москвой. Такое возможно только в том случае, если в Брюсселе и Вашингтоне захотят окончательно отказаться от поддержки Украины и взять курс на полное восстановление отношений с Россией.
Предчувствие новой войны
Получается, что за семь месяцев (минские соглашения предполагается выполнить к декабрю 2015 года) нужно либо найти возможность преодолеть противоречия, заложенные в февральских договоренностях, либо придумать предлог для оттягивания их выполнения. Пока более вероятным выглядит второй вариант. Но он будет означать, что санкции, введенные Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки в отношении России, останутся в силе.
Вот почему не исключен и третий вариант. Авторы доклада "Путин. Война" утверждают, что Москва не планирует новые военные действия на территории Украины. Я в этом не уверен. Мне кажется, пока в Кремле надеются на то, что ЕС и США, в конце концов, устанут спасать украинскую экономику от краха и скажут Петру Порошенко: "Дальше договаривайтесь с Москвой сами!" Тем более, что конструктивное участие России в урегулировании сирийского кризиза и в переговорах с Ираном в Вашингтоне и Брюсселе считают очень важным.
Но если российское руководство сочтет, что "разменять" Украину на что-то другое не получится, и санкции не отменят, то новое наступление на юго-востоке Украины вполне возможно. Последствия этого шага будут гарантированно тяжелыми, даже трагическими. Но других выходов из нынешнего тупика практически нет.
Автор: Константин Эггерт, российский журналист, обозреватель радиостанции "Коммерсант FM"