Последняя битва за Минздрав
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
На следующей неделе новоиспеченная коалиция, скорее всего, озвучит фамилии тех, кто займет места в новом Кабинете министров. И если по большинству министерств стороны уже договорились, то за Министерство здравоохранения продолжается ожесточенная война. В этой войне уже задействованы политики, общественные активисты, журналисты, правозащитники и врачи. Действующий премьер-министр Арсений Яценюк настаивает на назначении на пост министра Василия Лазоришинца (временно исполняет обязанности министра после отстранения Олега Мусия). Петр же Порошенко хочет видеть руководителем Минздрава Ольгу Богомолец.
С одной стороны может показаться, что эта борьба за должность – лишь упрямство политических лидеров. Да, конечно, впереди еще введение обязательного медицинского страхования, и, в случае успеха, эту заслугу можно будет присвоить одной из конкурирующих политических сил. Впереди, вероятно, будет своевременное обеспечение больных лекарствами, что тоже можно будет записать в политические активы. Но все это — ничто по сравнению с 2,7 млрд грн из госбюджета, которые будут осваиваться новым министром здравоохранения и его командой.
С чего все начиналось
Ольга Богомолец уже однажды проиграла свое назначение в Минздрав. В феврале 2014 года, когда новая власть быстро распределяла героев Майдана в Кабмин, Ольга Богомолец была основным кандидатом на должность министра. Более того, никто даже не сомневался, что Богомолец – это будущий министр. 26 февраля на сцене Майдана при 50 тысяч человек присутствующих она была представлена кандидатом от народа, и это показали по центральным телеканалам. Однако уже на следующий день на должность министра был назначен Олег Мусий, имя которого до этого не особо мелькало в СМИ.
Ольга Богомолец объяснила свое неназначение тем, что поставила 3 условия политикам: полный аудит системы здравоохранения, децентрализация закупок и полностью новая команда специалистов. Видимо, какое-то из поставленных условий не было понятно Арсением Яценюком и Александром Турчиновым.
В Минздрав въехала новая "команда" Олега Мусия. И пока новый министр думал о будущих реформах в сфере здравоохранения, о том, как заживет страна через несколько лет, текущая работа Минздрава, а именно закупка вакцин и препаратов по всем государственным программам, остановилась. Министр пытался справиться с этой проблемой самостоятельно, даже ходил к премьер-министру Арсению Яценюку, однако никакие закупки с места не двигались, и Мусий был вынужден хвалиться "скорыми", которые закупались еще при Раисе Богатыревой.
Когда полный провал закупок стал неизбежен, Олег Мусий вскрыл карты и назвал виновников смертей больных украинцев. Оказалось, что ему в команду по квоте Николая Мартыненко и Арсения Яценюка на должность замминистра назначили Руслана Салютина, который и саботировал госзакупки Минздрава (по информации в СМИ сейчас против него открыто уголовное производство).
Схема саботажа выглядела достаточно простой.
Поскольку в Тендерном комитете Минздрава не собирался кворум (многие члены комитета ушли в отпуска), Олег Мусий предложил заменить отсутствующих представителями от государственных предприятий ГП "Укрвакцина", ГП "Политехмед" и ГП "Укрмедпостач". Соответствующее решение было принято, однако представители не принимали участие в заседаниях тендерного комитета или же отказывались голосовать. Стоит отметить, что в госпредприятиях оставались люди, подконтрольные на то время уже бывшему руководителю тендерного комитета — Роману Богачеву, для которого Виктор Янукович создал специальную должность замминистра-руководителя аппарата.
Но даже если бы Мусий добился увольнения Салютина и смог бы поставить на все должности своих людей, закупка лекарств и вакцин все равно бы не началась. Дело в том, что все тендеры организованно блокировались через жалобы от фармкомпаний в Антимонопольный комитет, который приостанавливал тендеры на период рассмотрения жалобы и проверки.
По большому счету, в стране велась борьба за то, кто проведет закупку на 2 млрд 165 млн грн. Олег Мусий не хотел уступать бывшим чиновникам, которые снова рвались в министерство, чтобы провести закупки по своим старым схемам. С другой стороны, чиновники Минздрава из старой команды Романа Богачева в сговоре с фармкомпаниями, приложили максимум усилий, чтобы бюджетные деньги не были потрачены без их участия.
Такое перетягивание каната могло бы длиться вечно, если бы в стране не закончились все вакцины и лекарства и не начали умирать люди. Все, кто умер из-за нехватки вакцин и препаратов по госпрограммам, стали жертвой циничной борьбы за освоение бюджетных денег.
"Мессия" очищает Минздрав
В июне 2014 года стало очевидно, что Олег Мусий вот-вот будет снят с должности. Его заместитель Василий Лазоришинец, выступая в парламенте с отчетом о деятельности министерства, больше говорил не об успехах Минздрава, а о том, какие будут успехи в будущем. Если его назначат министром. И спустя 3 месяца противостояния главы Минздрава и его зама, 1 октября 2014 года Кабмин отправил в отставку и Мусия, и Салютина, а Василий Лазоришинец был назначен временно исполняющим обязанности министра.
И случилось удивительное! По состоянию на 13 октября 2014 года, по словам в.и.о. министра Василия Лазоришинца, в АМКУ находилось 33 жалобы, блокирующих проведение тендеров (при этом в 2012 году жалоб было только 4, а в 2013 – ни одной). Но уже через неделю после этого (!!!) начинаются первые закупки, до конца октября Минздрав заключает договора на поставку всех вакцин, а всего акцептовано предложений на сумму 1,044 млрд грн. За 2 недели в.и.о. министра Василий Лазоришинец делает то, что не смогла сделать вся общественная команда министра Мусия за 8 месяцев!
Должно быть, это свидетельствует о каких-то гениальных способностях Василия Лазоришинца, как это и пытается преподнести Арсений Яценюк. Но если отложить в сторону детскую наивность и трезво заглянуть в кадровые перестановки Минздрава, то мы увидим, что сразу же после увольнения Мусия в министерство вернулись чиновники, которые осваивали бюджетные деньги при Романе Богачеве, а побеждать на тендерах стали те же фирмы, что и 1-2 года назад.
Согласно приказу Минздрава от 14 октября 2014 г. №718 на должность начальника Отдела госзакупок снова назначается Игорь Осадчий. Именно этот человек делал всю основную работу для отклонения или акцепта тендерных предложений при руководстве Тендерным комитетом Романом Богачевым. На штатную должность в Минздрав возвращается Ольга Злобина — автор многочисленных жалоб в АМКУ по тендерам в интересах отдельных бизнесменов.
Оказывается, что у чуда под названием "Лазоришинец смог провести закупки лекарств и вакцин" есть объяснение. Все, кто блокировал проведение закупок, вдруг по каким-то неизвестным причинам, хотя можно и догадаться, перестают мешать. В Тендерном комитете сразу же собирается кворум, в АМКУ больше не идут жалобы. Да и сам в.и.о. министра не сумел скрыть секрет чуда. 15 октября 2014 года пресс-служба Минздрава сообщает: "После соответствующих кадровых решений и усиления сопровождения документации совместно с АМКУ были разблокированы предложения на сумму 420 млн грн". Sans façon!
Что же будет дальше?
Еще с июня 2014 года, выступая в парламенте, Василий Лазоришинец, стал нести в массы идею о выведении за стены Минздрава функции по госзакупкам. Мол, Минздрав превратился в Министерство торговли, и нам нужно лечить людей, а не торговать. Вообще, в поддержку идеи Василия Лазоришинца создать отдельную структуру по госзакупкам в сфере здравоохранения, можно найти много аргументов. "У нас нет достаточных финансовых специалистов", "У нас не хватает информации по ситуации на рынке лекарств и медизделий", "Это угроза коррупции для чиновников Минздрава" и т.д. Но, по сути, Василий Лазоришинец предлагает создать монстра, который единолично возьмет в руки и количество закупаемых лекарств, вакцин и оборудования и их стоимость.
Конечно, если Василий Лазоришинец станет министром здравоохранения, он первым делом начнет создание этой структуры, которая будет проводить госзакупки в сфере здравоохранения. Вероятнее всего, это будет госпредприятие, а директор будет наниматься на работу министром здравоохранения. Минздрав будет лишь давать заявки на получение лекарств и оборудования, а это госпредприятие самостоятельно, без согласования с кем-либо, будет их закупать.
Еще в 2011 году при руководстве Минздравом Ильей Емцем, известный бизнесмен Николай Кузьма озвучивал эту же идею в интервью ИМК: "Нам очень нужно менять систему. В какой форме будут эти изменения - можно обсуждать: будет ли это отдельная государственная структура учета и контроля медтехники, как было в СССР, будет ли это отдельный департамент Минздрава. Главное – основа: государственно-частное партнерство и стремление навести порядок". Главное — это контроль в одни руки. К слову, только лишь компания "Укрмед" — одна из немногих принадлежащих Николаю Кузьме, увеличила свои доходы с 44 млн грн в 2010 году до 227 млн грн в 2011 году. Налицо государственно-частное партнерство.
Новая власть в лице Петра Порошенко, Владимира Гройсмана, Арсения Яценюка с самой победы Майдана и по сегодняшний день говорит о необходимости децентрализации власти. Власть в одних руках — это всегда злоупотребление, бесконтрольность и коррупция. Но при этом, как ни парадоксально, при руководстве Минздравом Раисой Богатыревой в сфере здравоохранения был достигнут самый высокий уровень децентрализации власти и госзакупок, который вот-вот упадет ниже времен Тендерной палаты Антона Яценко.
Гонка кандидатов в министры здравоохранения подходит к концу. Ольга Богомолец продолжает настаивать на своих условиях: аудит, децентрализация и новая команда без палок в колеса от премьера. Абсолютно новый человек среди владельцев фармкомпаний, Ольга Богомолец несет большую угрозу устоявшимся медицинским бизнес-схемам. Крупные и неповоротливые фармацевтические компании и гиганты-поставщики медизделий и медоборудования будут вынуждены постоянно соревноваться в ценах и качестве, чтобы получить бюджетные деньги на местах.
С другой стороны прорывается чудотворец, сумевший закупить спасительные лекарства за несколько недель. Его главная идея будущего Минздрава — передать право освоения более 2 млрд грн в другую подконтрольную министру и его команде структуру. Если эта идея победит, то пациенты Украины смогут получать только то, на чем нагреются недобросовестные чиновники.
Смогут ли Арсений Яценюк и Петр Порошенко пойти друг другу на уступки, сохранив здоровье миллионов украинцев?