Игорь Яковенко
Игорь Яковенко
Российский журналист

Блог | Единственная альтернатива, или Пусть говорят

36,8 т.
навальный и стрелков

Дебаты: Гиркин – Навальный состоятся 20.07.17. Так назначил Гиркин. Простите, Игорь Иванович Стрелков. Именно так, по имени-отчеству и по творческому псевдониму этого патологического маньяка-убийцу теперь, с легкой руки Алексея Навального, следует называть. Жаль, Андрей Романович не дожил. Чикатило. Был бы следующим на очереди. Кстати, по уровню известности и по числу сторонников не факт, что Андрей Романович уступил бы Игорю Ивановичу, если бы Андрею Романовичу дали такую трибуну. У него ведь тоже мог быть электорат, последователи, которых можно было бы перехватить. Курочка по зернышку…

Читайте: В России почувствовали что-то неладное

Итак, первые публичные дебаты в президентской кампании – 2018 назначены, и, скорее всего, состоятся через неделю. Думаю, что это – хорошо. И вот почему.

Мне трудно себе представить человека, который, зная кто такой Гиркин, изменит свое отношение к нему в связи с тем, что с ним говорил Навальный, или после того, как услышит риторику Гиркина на этих дебатах. Наверное, такие есть, но их количество укладывается в статистическую погрешность. Так что легитимизация Гиркина в результате этих дебатов – миф. И ждет его суд и пожизненное. Если доживет.

Читайте: Чем россиянам нравится режим

А вот отношение к Навальному в результате того факта, что он будет обсуждать с маньяком-убийцей не его преступления, а судьбы страны, полагаю, изменится у статистически значимого числа людей. И не в лучшую для главного лидера российского протеста сторону. Многое, конечно, зависит от того, как именно построят дебаты Навальный и его оппонент, будет ли рукопожатие, которое, несомненно, станет "документальным компроматом" против Навального, который на 100% используют его оппоненты из числа либералов, тут уж можно не сомневаться. Нет сомнений, что отдельно будут обсуждать, какая у Навального с Гиркиным случилась, извиняюсь за выражение, химия. В любом случае, велика вероятность того, что Навальный во всей этой истории потеряет больше чем найдет.

Читайте: Кремлевский перевод стрелок

Так бывает, когда популярный политик встречается с менее популярным. А то, что Навальный неизмеримо популярнее Гиркина, вряд ли у кого-то вызовет сомнения. Сегодня довольно сложно говорить о точном соотношении числа сторонников Навального и Гиркина, поскольку прямых свежих данных нет, да и с доверием к российской социологии как-то не очень. Тем не менее, приведу данные Левады-Центра за 2015 год, когда Гиркин был на пике, а Навальный временно на спаде. Стрелкова (Гиркина) тогда знали 27% россиян, из которых 29% им восхищались или симпатизировали, 26% относились нейтрально или безразлично, 4% настороженно, выжидательно, 26% заявили, что не могут сказать о нем ничего плохого, и 3% - ничего хорошего. Навального в этом же 2015 году знали 50%, из которых 17% относились к нему положительно, 37% - отрицательно и 39% - нейтрально, безразлично. Напомню, что Гиркин тогда мелькал в ореоле "славы" покорителя Крыма и защитника Донбасса, а у Навального в это время был спад между его большим успехом на выборах мэра Москвы и самыми громкими антикоррупционными расследованиями.

Читайте: Три фашиста, три веселых друга Путина

Сегодня рейтинг узнаваемости Навального – 55%, электоральный рейтинг – 9% от числа опрошенных и 18% от числа тех, кто о нем знает. Аналогичные данные о Стрелкове мне неизвестны, но могу предположить, что в данный момент тут нужен микроскоп, поскольку никакой значимой активности данный персонаж за последние пару лет не проявлял. Так что дебаты с Навальным – это способ маньяка-убийцы напомнить о себе, выйти на широкий простор публичности, которого у него, кстати, сроду не было.

За Гиркиным есть немалый "спящий" или "потенциальный" электорат, те, кто забыл о его существовании, но, если он вновь проявится как убийца и террорист, эти люди вспомнят о нем и снова будут им восхищаться. Это та часть путинского электората, которая сейчас недовольно шипит, что Владимир Таврический недостаточно кровав, недостаточно решителен и никак не возьмет Киев, не покончит с бандеровцами, не стукнет ядерным кулаком по столу, а все жует сопли с Западом, да еще держит в правительстве либерал-предателей. Это, действительно, очень большой электорат. Чтобы его забрать, Навальному надо надеть на дебаты майку с портретом Сталина (половина россиян сразу – его), заявить, что крымнаш вместе с "Новороссией" и договориться с Прохановым и Багдасаровым, чтобы они были его секундантами на дебатах, а консультантами по экономике стали Стариков с Делягиным.

Читайте: Кто любит Путина?

Уголовник Гиркин не интересен и не важен. Навальный интересен и важен. Он сейчас на острие атаки на режим. Только что еще раз доказал свою эффективность тем, что просто раздавил премьер-министра. Глава правящей партии не может ездить по регионам, где избираются его однопартийцы-губернаторы, поскольку те не хотят, чтобы народ им тоже крякал и показывал уточку. Браво, Навальный! Алексей Навальный как таран, бьющий по режиму, прекрасен и заслуживает всяческой поддержки. Ходил и буду ходить на все его антикоррупционные акции. Навальный как единый лидер протеста и единственная альтернатива Путину, это совсем другое дело.

Сейчас, действительно, в России два публичных политика: Путин и Навальный. Никто не знает, как, в какой момент, и каким образом Путин уйдет. Ясно, что это произойдет не на выборах. Велика вероятность, что это случится в результате глубокого экономического кризиса, потери управляемости страной и нескольких очередных глупостей со стороны власти. Такими глупостями могут быть, например, попытка осуществить реновацию в крайне жестком силовом сценарии, с выбрасыванием людей на улицу, или жесткое, с массовыми жертвами, подавление очередной протестной акции, или очередной, совсем уже идиотский закон, принятый обезумевшим принтером. Ничто не бесконечно, апатия и пассивность россиян не исключение. Если на улицы Москвы выйдет триста тысяч, а в стране в целом пара-тройка миллионов, Путин вдруг обнаружит себя в бункере, а из "Единой России" к Навальному потянутся чиновники, которые, оказывается, все эти годы ему симпатизировали и подрывали режим изнутри.

Величина вероятности того, что после Путина президентом станет Навальный, никому не известна, но она точно не равна нулю. Я очень хочу, чтобы Путин как можно быстрее слез с России. Поскольку Навальный этот миг приближает, он делает благое дело. Но я очень не хочу, чтобы Навальный стал на место Путина. И вот почему.

Навальный был, есть и останется русским националистом. Он к ним всегда тяготел и тянулся, несмотря на то, что все до единого националистические проекты у него проваливались. И Национал-демократическое движение "Народ", сопредседателем которого Навальный был вместе с Захаром Прилепиным и Сергеем Гуляевым, и "Русское национальное движение", которое Навальный создавал вместе с ДПНИ нациста Белова-Поткина и "Великой Россией" оголтелого расиста Савельева – все они умирали при рождении. И, тем не менее, Алексея Навального все время тянет в сторону национализма. Несмотря на то, что как только он свой национализм засовывает поглубже, все его проекты имеют оглушительный успех, а как только снова достает свой национализм, тут же проваливается. Причина одна – национализм это стержень его мировоззрения.

Любой национализм плох, но русский национализм – абсолютное зло. Поскольку это национализм этнического большинства, который не может иметь никакой другой цели, кроме подавления этнических меньшинств. Национализм этноса, ведущего национально-освободительную борьбу, может принимать неприятные, порой отвратительные формы, но он имеет хоть какие-то оправдания. Русский национализм неизбежно принимает имперские формы. Перехватить повестку и электорат русского национализма без имперства и шовинизма невозможно, поэтому все попытки Навального это сделать терпят крах.

Вторая причина, по которой я не хочу, чтобы Навальный стал президентом, это тот тип лидерства, который он культивирует и который в стократно большей степени культивируют его сторонники. Обидная обзывалка "секта свидетелей Навального" несправедлива по отношению к абсолютному большинству его сторонников. Эта обзывалка несправедлива для 99% тех, кто выходит на акции Навального, и для подавляющего большинства тех, кто сегодня готов проголосовать за Навального в качестве президента. Но эта секта, тем не менее, существует, и ее адепты задают тон в либеральном сегменте рунета и в либеральных СМИ. Для них Навальный всегда прав и невозможно даже теоретически представить, что мог бы совершить их кумир, чтобы они не то, чтобы признали его ошибку, а хотя бы перестали набрасываться на его критиков, обвиняя их в том, что они все агенты Кремля.

У этой секты есть довольно много проповедников среди известных публицистов. Юлия Латынина 10.07.17 опубликовала в "Новой газете" страстный материал, в котором подвергла испепелению "либеральных котиков" Владислава Иноземцева, Андрея Илларионова и Илью Пономарева за то, что они посмели критиковать Навального в то время, как власть громит его штабы. Ни слова о содержании критики у испепелительницы Латыниной нет. Все "либеральные котики" должны немедленно заткнуться и прийти в штаб Навального и предложить ему помощь, поскольку они все – фейки (видимо все 140 миллионов россиян, кроме Навального), а Навальный один – therealthing. Далее обычно следует тезис о том, что вот когда Навальный станет президентом, тогда и будете его критиковать, а сейчас заткнитесь и не путайтесь под ногами.

Плавали – знаем. В 1992 году я пытался убедить руководство движения "Демократическая Россия" занять критическую позицию в отношении того, что уже тогда начал делать со страной Борис Ельцин. Риторика тогдашних ельцинистов была в точности той же, что и у сегодняшних навальнистов: "не мешайте нашему лидеру строить демократию!". Кстати, наиболее оголтелые ельцинисты в 2000 ударились об землю, вступили в "Единую Россию" и превратились в не менее остервенелых путинистов…

Еще один проповедник "секты Навального", публицист Сергей Пархоменко, 11.07.17 опубликовал на "Эхе" текст под названием "Зачем говорить с убийцей". Читая его, невозможно не посочувствовать автору, который ужом извивается, чтобы вырулить в конечном итоге на поддержку Навального, согласившегося на дискуссию с убийцей. Главное, сообщает Пархоменко, что "у бандита в данном случае есть его банда". И "этих людей надо от бандита увести". Поскольку "бандит обманул их. Бандиты ведь часто бывают еще и изощренными обманщиками: потому что хитрость, изворотливость, лживость – это естественная часть их бандитского ремесла". Конец цитаты.

Сергей Пархоменко убежден, что его читатели очень глупые, недоразвитые люди. Он этого совершенно не скрывает и в середине своего текста прямо так и обращается к читателям: "До этого места – я понятно объясняю? Хорошо, дети, тогда слушайте дальше". Мне трудно сказать, какая часть аудитории Пархоменко готова признать себя детьми и поверить в эти сказки. Гиркин никого не обманывал, он честно говорит: "спусковой крючок войны все-таки нажал я". От трупов не отказывается. В чем его обман? Те, чьим кумиром он был в 2014-2015 и чьим кумиром может стать вновь, получив трибуну благодаря дебатам с Навальным, поддерживают его как раз за то, что он делал, за убийства, терроризм и имперство.

Как политик, претендующий на президентство, Навальный, видимо, совершает ошибку, которая может уменьшить его шансы стать во главе страны. Очень надеюсь, что его мощь как тарана, атакующего режим, эта ошибка существенно не уменьшит. Поэтому – пусть говорят…

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...