УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тимошенко: долгий путь в Берлин

Тимошенко: долгий путь в Берлин

Итак, свершилось. Юлия Тимошенко согласилась покинуть Украину, чтобы продолжить лечение за границей. Можно написать, что она шла к этому долгих и томительных два года - но это было бы неправдой. Тимошенко всеми силами стремилась освободиться и победить здесь, в Украине, а на эмиграцию, которую все скромно называют "выездом на лечение", согласилась под давлением Квасьневского и Кокса, и шире - под давлением Европы.

А началось все 5 августа 2011 года, когда суд не выдержал каверзных вопросов подсудимой Тимошенко к свидетелю Азарову и арестовал ее. "Подсудимая мешает установлению истины и не исполняет процессуальные нормы. Подсудимая Тимошенко не реагирует на замечания судьи, злоупотребляет предоставленным им ей правом задавать вопросы, высказывает оскорбительные слова в адрес участников процесса", - пояснил судья Киреев решение об изменении меры пресечения.

Тогда против этого решения высказались все кому не лень. Лидер Европейской народной партии Вильфред Мартенс потребовал "прекратить этот фарс — терпение Европы достигло предела". Правда, потом оказалось, что европейское терпение - штука весьма и весьма растяжимая. Свободу Тимошенко требовали амерканский сенатор Джон Маккейн, президент Европарламента Ежи Бузек, многие еврокомиссары и прочие, прочие, прочие. Казалось, весь мир сплотился вокруг судьбы узницы Лукьяновского СИЗО. Но Украина не вняла требованиям мировой общественности.

Следующий акто драмы разыгрался 11 октября 2011г. - суд приговорил Тимошенко к 7 годам лишения свободы. Кроме того, она должна возместить убытки 189.5 млн долларов США. Оппозиция слала проклятия Януковичу, обвиняя его в суде, аресте, приговоре и мести за то, что Тимошенко устранила газового посредника - компанию "РосУкрЭнерго". Тот же в ответ заявил, что "это досадный случай, который препятствует украинской евроинтеграции". Как в воду глядел - с того момента плакат с изображением Тимошенко за решеткой встал незримой стеной между Украиной и Европой.

В результате визит Януковича в Брюссель был отменен - президент вместо того полетел на Кубу.

Между тем, спортивная и энергичная Тимошенко в тюрьме резко сдает, и ей все чаще нужна медицинская помощь. Это становится еще одним аргументом против украинской власти, которую обвиняют уже в том, что "живая Тимошенко им не нужна". Европа ставит вопрос об освобождении Тимошенко как непременном условии подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

30 декабря 2011г. Тимошенко этапируют в Качановскую колонию в Харькове. А через 4 месяца, 9 мая 2012г. ее перевозят в Харьковскую ЦКБ №5, которую она с тех пор не покидает. А еще через месяц начала работу миссия Квасьневского-Кокса, созданная по договоренности между украинским премьером Николаем Азаровым и президентом Европарламента Мартином Шульцем.

Миссия Квасьневского-Кокса не отличалась многословием - посланцы Европы не спешили радовать журналистов сенсационными сообщениями, на которые не скупилась оппозиция, живописуя страдания Тимошенко в больнице. Однако Кокс и Квасьневский были очень частыми гостями в палате Тимошенко. Периодически они навещали и руководителей украинского государства, шаг за шагом выполняя поставленную перед ними задачу: добиться освобождения Тимошенко.

Что же делали в палате vip-узницы два еврочиновника? Ведь не давление же они Тимошенко замеряли, в самом деле, и не передачи носили. Значит, они искали пути компромисса между властью, с одной стороны, и Тимошенко - с другой. Искали с трудом, наталкиваясь на завидное упорство заключенной, которая вполне резонно считала, что любая уступка с ее стороны будет расценена как капитуляция. Власть, со своей стороны, не менее резонно замечала, что освобождение Тимошенко должно произойти в рамках действующего законодательства.

Что изменилось в Украине за те два года, которые Тимошенко провела в заключении? Оппозиция утверждает, что стало только хуже. Однако Европа переменила свое отношение к Украине. Если раньше из-за проблемы "политзаключенных" в ЕС вообще не хотели разговаривать с представителями украинской власти, то теперь гнев сменен на милость, кнут политической изоляции заброшен на полку, а вместо него - пряник евроинтеграции. В чем же дело? Только ли в заявлении Тимошенко о том, что судьба целой страны не должна находиться в зависимости от судьбы одной заключенной? Конечно же, нет. Дело не в заявлении, а в том, что судьба страны действительно не должна зависеть от судьбы Тимошенко. Когда Европа это поняла, она принялась доносить эту мысль и до Украины, до обоих полюсов ее политикума - до президента Януковича и до заключенной Тимошенко.

Судя по всему, работа эта оказалась не из легких. Колебания Януковича понять можно - вопрос правовой оценки выезда заключенной за рубеж или же ее помилования никто не снимал. Да и угроза политической конкуренции остается. Но как минимум не менее трудно было уговорить Тимошенко: она до конца рассчитывала выйти на свободу в Украине и взять реванш. Находясь в Германии, ей это будет сделать сложнее. И, похоже, Коксу с КУвасьневским стоило большого труда убедить ее последовать собственному тезису и не ставить евроинтеграцию в зависимость от ее собственных планов на будущее.

Теперь очередь Януковича проявить добрую волю. Сегодня на встрече с представителями Европейского альянса демократов и либералов он заявил: "Есть определенный оптимизм, что нынешний состав Европарламента ратифицирует Соглашение об ассоциации с ЕС". Основания для этого оптимизма - на кончике пера, которым Янукович должен подписать помилование в соответствии с прошением Квасьневского и Кокса. Будем надеяться, что до 15 октября чернила не высохнут...