Великобритания настаивает на кардинальных реформах в Евросоюзе. Одни ее требования правительство ФРГ поддерживает, другие - нет. DW - об итогах переговоров Дэвида Кэмерона в Берлине.
Берлин, куда Дэвид Кэмерон прибыл днем в пятницу, 29 мая, стал последней остановкой в турне британского премьер-министра по нескольким столицам континентальной Европы. Начал он в четверг с переговоров в Гааге, потом был в Париже, а утром в эту пятницу еще и в Варшаве.
Цель поездки - убедить собеседников в необходимости реформировать Европейский Союз. Без этого, считает Кэмерон, его правительству будет трудно убедить британцев проголосовать за дальнейшее участие королевства в Евросоюзе. Референдум по этому вопросу состоится в Англии не позднее конца 2017 года, но, скорее всего, даже раньше - уже в будущем году.
Британские привилегии
Немецкая пресса относится к планам Кэмерона негативно, считает, что Лондон шантажирует остальных европейцев, пытается выторговать для себя особый статус в ЕС или, как говорят немцы, заполучить дополнительный "кусок колбасы" к уже имеющимся привилегиям.
В самом деле, еще со времен Маргарет Тэтчер, с 1984 года, Великобритания имеет существенную скидку (66 процентов) на ее взносы в общеевропейскую казну. Лондон отказался участвовать в шенгенской зоне и по-прежнему контролирует всех прибывающих на остров.
Великобритания имеет право по своему усмотрению решать, какие европейские законы в сфере юстиции и внутренних дел имплементировать в отечественное законодательство, а какие нет.
Давно и успешно Лондон блокирует попытки ЕС выработать общую политику в области политики безопасности, считая, как заявил официальный представитель британского правительства, что "оборона - это исключительно национальная компетенция, а не дело ЕС".
Немало нервов попортил Кэмерон и своим континентальным коллегам на саммитах ЕС, когда он, например, в одиночку пытался не допустить заключение так называемого "фискального пакта" или - при поддержке одной только Венгрии - сорвать назначение Жана Клода Юнкера главой Еврокомиссии.
Лондон не в изоляции
И, тем не менее, позицию британского премьера многие в Евросоюзе разделяют. Глава австрийского правительства Вернер Файман, например, считает, что "из Великобритании могут поступить предложения, которые мы с радостью примем".
Британскую критику европейской бюрократии поддерживают в Париже. "Мы согласны с тем, что Еврокомиссия не должна регулировать все подряд - от емкостей для оливкового масла до сливных бачков в туалетах", - заявил высокопоставленный представитель французского министерства иностранных дел.
Немало сторонников у британского подхода к ЕС и в Германии. И это не только депутат Европарламента от правящего в ФРГ Христианско-демократического Союза (ХДС) наполовину англичанин Дэвид Макаллистер (David McAllister), считающий, что Германия должна пойти навстречу предложениям Лондона сделать Евросоюз "более эффективным и менее забюрократизированным".
Бывший президент ФРГ Роман Херцог (Roman Herzog) также как и Камерон убежден в том, что "у национальных парламентов должно быть право противодействовать столкновению компетенций с Брюсселем". А генеральный секретарь ХДС - партии канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) - заявил, что "пришло время подумать, какую Европу мы хотим".
"Красные линии" канцлера ФРГ
До сих пор, правда, не до конца ясно, чего именно хочет Лондон. Сам Кэмерон пока только в общих чертах говорил о необходимости реформ в четырех областях: повышение роли национальных парламентов; укрепление прав стран, не входящих в еврозону; возможность ограничивать свободу передвижения, выбора места работы и жительства на территории ЕС; изменения в сфере политики соцобеспечения.
Главными темами его переговоров с канцлером ФРГ в эту пятницу были именно эти. "Мы говорили об ожиданиях и пожеланиях Великобритании внести изменения в реалии Евросоюза, - сказала Меркель на пресс-конференции по их итогам. - Германия со своей стороны надеется, что Великобритания останется членом ЕС".
Канцлер считает, что по одним аспектам Берлин и Лондон без проблем найдут общий язык, по другим придется вести дальнейшие переговоры. Но, добавила Меркель, "при наличии доброй воли путь найдется". При этом она даже не исключила, как это делала раньше, внесения изменений в договорную базу ЕС.
Можно, однако, говорят в Берлине, обойтись и без такой процедуры, предполагающей согласие всех стран ЕС, а в некоторых из них - даже проведение референдума. При этом немецкие эксперты напоминают о 1992 годе, когда без изменения правовой базы страны Евросоюза сумели найти вариант, удовлетворивший требования Дании.
Но есть для канцлера ФРГ и определенные "красные линии", переступать через которые Германия не согласится ни при каких обстоятельствах. К таким линиям, заявила Меркель, "относятся основополагающие принципы единого рынка, свободы передвижения, выбора места жительства и работы, которые недопустимо ставить под вопрос". Впрочем, добавила она, опыт показывает, что в рамках ЕС удается примирить кажущиеся несопоставимыми позиции.