УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина рассчитывает на туркменский газ - СМИ

1,2 т.
Украина рассчитывает на туркменский газ - СМИ

В Украину с трехдневным государственным визитом прибыл президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. В Киеве считают, что это положит конец десятилетию сложных отношений между Киевом и Ашхабадом. Для Украины это важно, поскольку Туркмения рассматривается и как альтернативный поставщик газа, и как важный рынок для украинских товаров и услуг. Об этом пишет российское издание "Новая газета".

До середины 2000-х Украина являлась традиционным покупателем туркменского газа, расчеты за который проводились преимущественно по бартерным схемам. В Туркмении постоянно работали около двух десятков крупных украинских государственных компаний, которые создали сеть дренажно-коммуникационных туннелей под Ашхабадом, построили автомобильно-железнодорожный мост через Амударью, принимали участие в строительстве газотранспортной инфраструктуры.

Отношения Ниязова с украинской властью не заладились в период оранжевой революции, а в 2005 году Туркменбаши обвинил Киев в "невиданном мошенничестве" в схемах проведения бартерных расчетов. С тех пор прямые поставки туркменского газа прекратились, хотя до 2009 года они осуществлялись при помощи компании-посредника – "РосУкрЭнерго". Когда экс-премьер Юлия Тимошенко отказалась от услуг посредника, Украина перешла на закупки исключительно российского газа.

Еще до момента подписания украинско-российских газовых соглашений, из-за которых Тимошенко в прошлом году была осуждена на семь лет тюрьмы, президент Виктор Ющенко попытался реанимировать украинско-туркменские газовые связи. В сентябре 2009 года, когда у Ашхабада осложнились отношения с Москвой в газовой сфере, лидер оранжевой революции попытался завязать отношения с Гурбангулы Бердымухамедовым. Но знакомство не закончилось подписанием документов.

В 2010 году новая команда украинской власти, стремясь снизить энергетическую зависимость от России, с новой силой взялась за туркменское направление. Усилия дипломатов позволили в сентябре прошлого года организовать визит в Ашхабад Виктора Януковича. Обсуждалось множество направлений сотрудничества, однако юридическое оформление договоренностей было отложено. Хотя в Киеве с оптимизмом восприняли особый знак благосклонности, оказанный Януковичу, – украинскому лидеру в Ашхабаде подарили чрезвычайно ценного ахалтекинского скакуна. Янукович, не торопя события, предложил Бердымухамедову продолжить начатую беседу в Киеве – "когда зацветут каштаны".

Хотя в украинской столице сейчас еще метут метели, от начинающегося сегодня визита, который будет проведен на самом высоком уровне, ожидают оттепели в отношениях с Туркменией. Украине сейчас в первую очередь важно развивать сотрудничество с Туркменией в сфере строительства, считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. В комментарии "НГ" он отметил, что осенью Януковичу удалось договориться о поставках украинских труб и специального оборудования для строительства газопроводов на территории Туркмении – в частности, для проекта "Восток–Запад", который рассматривается как часть Nabucco. "Украинские чиновники ранее говорили о том, что эта ветка позволит уже в 2015 году получать туркменский газ. Тем более что в сентябре Ашхабад предложил Киеву разведывать и добывать газ на своей территории – до 5 миллиардов кубометров ежегодно", – сказал эксперт.

Он отметил, что теоретически это можно было бы делать уже сейчас, но существует множество практических сложностей, начиная от дефицита финансовых ресурсов и заканчивая проблемами с транспортировкой. "Проекты замещения сложны, и их невозможно реализовать без согласия России. Собственно, без доброй воли "Газпрома" вообще нельзя наладить поставки в Украину туркменского газа, ведь единственный действующий маршрут проходит по российской территории", – пояснил Корольчук. Он также отметил, что цена туркменского газа вряд ли будет настолько привлекательной, чтобы оправдать сверхусилия по обеспечению его покупки и доставки: "Сейчас российский газ обходится нам примерно по 420 долларов за тысячу кубометров. Если судить по той формуле, по которой рассчитывается стоимость туркменского газа для России, то Украине он обошелся бы не менее чем в 350 долларов". Эксперт считает, что Киеву имеет смысл направить основные усилия на продолжение переговоров о снижении цены на газ с "Газпромом", а в туркменском направлении работать над проектами, позволяющими в перспективе создать альтернативные маршруты поставок газа.

"Украина имеет необходимые сейчас Туркмении технологии, производственные линии, оборудование и квалифицированную рабочую силу, которые могут быть задействованы как в создании газопроводной инфраструктуры, так и в других проектах развития. Этим нужно воспользоваться", – согласился руководитель Института публичной политики Виктор Чумак. В этом контексте он считает важным визит в Киев Бердымухамедова. Политолог отметил, что для украинских граждан, находящихся под впечатлением заявлений европейских политиков и местной оппозиции о внешнеполитической блокаде Украины, государственный визит туркменского лидера может создать видимость внешнеполитической активности.

Один из украинских чиновников неофициально сказал "НГ", что политические задачи в ходе этого визита не ставятся ни одной из сторон: "Нам нужно возобновить отношения в экономике. Товарооборот мизерный – что-то около 800 миллионов долларов в год, а потенциал огромный – на миллиарды долларов". Глава администрации президента Украины Сергей Левочкин, анонсируя визит туркменского лидера, заметил, что к подписанию готовятся межгосударственная программа торгово-экономического сотрудничества до 2015 года, а также ряд межправительственных и межведомственных соглашений по конкретным направлениям взаимодействия. Он не перечислил отрасли, однако один из экспертов в Киеве предположил, что один из документов будет касаться сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса: "Еще Ющенко в 2009 году попытался развить это направление и предложил Бердымухамедову закупать в Украине новые образцы бронетехники. Вопрос может получить развитие сейчас – у Туркмении есть средства для модернизации вооружений, и, учитывая ситуацию в регионе, в этом есть необходимость".