Комментарий: Минск оценивает аннексию Крыма с оглядкой на Москву
Беларусь подписала в Риге итоговую декларацию саммита "Восточного партнерства", отказавшись осудить аннексию Крыма. Причина в том, что до выборов Минск не желает ссориться с Москвой, считает Наталья Макушина.
Беларусь оказалась в центре внимания на рижском саммите после того, как отказалась вместе с Арменией подписывать текст итоговой декларации, осуждающей аннексию Крыма Россией. В документ пришлось срочно вносить уточнения. В конечном варианте захват Крыма незаконным считают только государства ЕС. 6 стран - участников "Восточного партнерства" подтвердили в Риге свои позиции в соответствии с голосованием, проведенным в марте 2014 года за резолюцию генеральной ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. Тогда Беларусь и Армения вместе с Россией в числе других 11 государств проголосовали против.
Так что нынешний демарш белорусской делегации в Риге стал сюрпризом только для тех, кто считает Беларусь независимой стороной в конфликте России и Украины. Когда будет выгодно, руководство в Минске еще не раз заявит или о желании сотрудничать с Украиной, или о поддержке России, поставляющей вооружение в Донбасс. Сейчас, за полгода до президентских выборов, какими бы миролюбивыми планами ни объяснял Минск свое решение, белорусское руководство просто не намерено ссориться с Кремлем из-за Крыма.
Нейтралитет с восточным уклоном
В день саммита невъездной в ЕС Александр Лукашенко из белорусской столицы призвал "не клеймить позором Россию и не дубасить ее за Крым". От обсуждения "антироссийских тем" еще до встречи в Риге предостерегал и белорусский МИД. Чтобы не вызвать гнев Москвы, к итоговой декларации рижского саммита, в которой формулировка об аннексии Крыма все же была сохранена, белорусский МИД присоединил письменное заявление о "несогласии с конфронтационными положениями документа в адрес третьих стран".
Причина столь рьяной демонстрации лояльности России лежит на поверхности. Рычаги белорусской стабильности находятся в Кремле. Именно оттуда к президентской кампании ожидается поддержка, в том числе и финансовая. Но оттуда же могут прийти и неприятности в ответ на потепление отношений Беларуси с Западом, которое в последнее время демонстрирует Минск. В белорусской столице опасаются повтора событий 2010 года, когда на фоне встреч Лукашенко с европейскими политиками подконтрольные Кремлю российские СМИ показывали разоблачительный сериал "Крестный батька", а Москва до последнего тянула с подписанием договоренностей о цене на газ.
Конечно, можно вспомнить, как год назад глава Беларуси, ошеломленный действиями союзной Москвы, захватившей Крым, назвал территориальный раздел Украины опасным прецедентом. Несмотря на неприятие резолюции ООН по Украине, Лукашенко первым поздравил с избранием президента Петра Порошенко, неоднократно встречался с новым украинским руководством и отказался поддержать антисанкции России против ЕС.
Но накануне выборов президента в Минске предпочитают об этом забыть. Белорусский руководитель четко видит ту межу, за которую он не может переступать в отношениях с Россией, и провозглашенный властями нейтралитет в украинском вопросе оказывается с ярко выраженным восточным уклоном.
Белорусский флюгер ориентируется на Москву
Сейчас Минску не до того, что подумают об этом в Евросоюзе, который намерен углублять экономическое сотрудничество с Беларусью, хотя требования об освобождении политзаключенных и проведении свободных выборов не сняты. Другой вопрос - как Москва оценит усердие белорусского руководства на рижском саммите.
МИД России отреагировал на события в Риге достаточно грозным комментарием. В нем говорится, что итоги встреч в рамках "Восточного партнерства" "будут основательно проанализированы" на предмет соблюдения заверений Еврокомиссии "в том, что это партнерство не направлено против интересов России". В Кремле отслеживают попытки Минска вырваться из международной изоляции, несмотря на уверения в лояльности.
Пока же итоги рижских встреч для Беларуси скромные. Соглашение об упрощении визового режима с ЕС так и не было парафировано из-за технических проволочек. Львиная доля финансирования проектов "Восточного партнерства" достанется Украине, Молдавии и Грузии. Но "грех" Минска перед Москвой состоит уже в самих переговорах о потенциальной модернизации с ЕС, о чем сообщается как о прорыве в европейско-белорусских отношениях. Ведь Россию не устраивает цель политики "Восточного партнерства" ЕС - создание зоны безопасности и благополучия из государств, которые она считает приоритетами своих геополитических интересов.
Беларусь - единственная из постсоветских стран на территории Европы союзница России, находящаяся в серьезной зависимости от российских энергоносителей и российского рынка. Поэтому нейтралитет Минска в украинском вопросе, о котором с восхищением говорят в ЕС, не стоит принимать за независимость внешней политики Беларуси. Еще неизвестно, какую плату потребует Россия за поддержку Лукашенко на выборах, ведь в ближайшие полгода белорусский политический флюгер будет ориентироваться на Москву.