Украина – ЕС: российский фактор
"Боевые действия" между Украиной и Россией в торгово-экономической плоскости не утихают. Таможенники РФ на прошлой неделе заблокировали весь отечественный экспорт в Россию. В Федерации работодателей Украины спрогнозировали, что в результате срыва части контрактов, убытки официального Киева могут составить от $2-2,5 млрд.
В российском правительстве заявили, что "никаких решений на уровне правительства РФ по регулированию импорта из Украины не принималось, это компетенция таможенных органов", открестились таким образом от своей причастности к проблемам украинских экспортеров. Однако могли ли таможенники РФ самостоятельно, без указки "сверху" принимать подобного рода решения – вопрос риторический…
Глава украинского правительства Николай Азаров выразил убеждение, что решение этого вопроса лежит в плоскости согласования позиций двух стран: "Это - работа не простая, трудная, но она, безусловно, даст свои результаты. Мы в этом глубоко убеждены". Председатель КМУ также отдельно подчеркнул, что не стоит противопоставлять сотрудничество Украины с ЕС и ее сотрудничество с Таможенным союзом.
В воскресенье Дмитрий Медведев и Николай Азаров созвонились и еще раз подтвердили, что о торговых войнах между Украиной и Россией в принципе речь не идет.
Вместе с тем, как отечественные, так и российские политологи убеждены в том, что экономическую бочку дегтя россияне таки щедро приправили политическими специями. Эксперты в один голос говорят: проблемы украинских экспортеров – это в том числе реакция Белокаменной на подготовку соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Евросоюзом.
Андрей Окара, московский политолог, в комментарии "Обозревателю" отметил, что привязывает нынешнюю торгово-экономическую войну между двумя соседствующими странами к вильнюсскому саммиту "Украина-ЕС". На вопрос, какие еще механизмы может задействовать РФ с тем, чтобы воспрепятствовать подписанию нового соглашения между Киевом и Брюсселем, политолог ответил так: "Механизмов достаточно много, но они, преимущественно, малоэффективны. Это торговые войны, а также персональная война против Виктора Януковича и его ближайшего окружения".
Ведущим политологам страны – Виктору Небоженко и Владимиру Фесенко "Обозреватель" адресовал два вопроса.
Считаете ли вы, что торговая война Киева и Москвы непосредственно связана с приближением вильнюсского саммита "Украина – ЕС"?
Какие еще механизмы противодействия движению Киева в евронаправлении может задействовать Кремль?
Виктор Небоженко: "Кремль немножко просчитался"
1. Да, конечно же, я считаю, что торговая война связана с вильнюсским саммитом. Однако я считаю, что Кремль тут немножко просчитался. Если они хотели получить какой-то эффект, им не нужно было закрывать экспорт из Украины, потому что это сильно давит по тому электорату, который лояльно относился к Кремлю. Нельзя одновременно заниматься угрозами и тут же, посредством политики Партии регионов проводить референдум в защиту Таможенного союза. Это прямо противоположные стратегии.
2. Если Москва хотела добиться какого-то негативного экономического результата через шантаж, то надо было взять список всех предприятий, которые принадлежат окружению Януковича и давить лично на близких к Президенту людей, а не на всю Украину. Такой подход был бы рационально понятным. А просто закрывать двери перед всеми украинскими товарами…
Это не сильно, я думаю, ударит по России и также не сильно ударит по Украине. Почему? Потому что для украинского Кабмина это как манна небесная. Я извиняюсь за цинизм, но завтра Азаров выйдет и скажет: "Ну, что мы можем поделать? Мы не можем выйти из кризиса, потому что Россия закрыла нам экспорт". Кстати, я думаю, что эта торговая война может быть недолгой.
3. Механизмов существует много. Это организация нескольких референдумов через лояльные группы в Украине в пользу Таможенного союза. Может быть также организован референдум против Евросоюза. Это может быть объявление об антиконституционности будущего соглашения с ЕС. Но в стране, где Конституция растоптана, говорить об антиконституционности тоже недостаточно прилично.
Наконец, есть геополитические механизмы. Это ведь большая шахматная доска. Вы не забывайте, что отношения между Россией и США сейчас очень и очень ухудшились. И та, и другая сторона ищут приятные поводы снизить уровень напряжения, чтобы не потерять лицо. И как всегда в истории, это делается за счет Украины. Еще со времен Мазепы, Брестского мира и т.д. Поэтому я не исключаю, что и на этот раз Украина станет разменной монетой.
То есть процесс сближения Украины с Европой неожиданно остановится. И если Президент Янукович уверен, что Европа с радостью его принимает, это еще не значит, что Европа также уверена. Они могут в последний момент выставить требование срочно освободить Тимошенко и весь блеф Украины закончится.
А двигаться Украине в таком случае будет уже некуда. Ведь если ЕС выставит какие-то требования и не подпишет документы в Вильнюсе, то Украине остается идти только на правах капитуляции к России. А после такой таможенной войны можете себе представить, какими тяжелыми будут условия капитуляции.
Так что у России еще очень много возможностей, обращаясь не к Украине, а к другим геополитическим игрокам, остановить евроинтеграционные процессы.
Владимир Фесенко: "Россия действует слишком уж агрессивно"
1. Безусловно, связана. Но я бы тут применял термин не торговой, а экономической войны. Последние события, когда блокируются украинские товары на российской таможне – это уже акт самой настоящей экономической войны. Пока она носит профилактический характер. Другими словами, это предупреждение, связано с вильнюсским саммитом. И, кстати, некоторые российские политики уже открыто говорят: "Вы же не являетесь членом Таможенного союза, поэтому будете иметь такие проблемы".
Естественно, через такие меры жесткого давления Россия хочет переубедить Украину относительно ее желания подписать новое соглашение с Европейским союзом.
Но на самом деле, подобного рода меры экономического давления, на мой взгляд, наименее эффективны. Странно, что этого не понимают в России, ведь таким образом они только лишь отталкивают Украину от себя, от Таможенного союза.
2. Что может использовать Россия с тем, чтобы сорвать подписание соглашения между Украиной и Евросоюзом? Во-первых, тут стоить вспомнить метод, который уже использовался в 2008 году. Я говорю о том, когда России удалось сорвать предоставление Украине и Грузии получение статуса ПДЧ в НАТО. Тогда активные целевые кампании, направленные на немецких и французских политиков, фактически дали результат: Германия и Франция наложили вето на предоставление ПДЧ официальным Киеву и Тбилиси.
Сейчас может сложиться похожая ситуация. Россия может провести информационные кампании в Европе, рефреном которых будет призыв не подписывать соглашение с Украиной. Поводов и аргументов – более чем достаточно.
И, кстати говоря, методы экономической войны России против Украины, наоборот, могут подтолкнуть европейских политиков к решению о подписании соглашения с Украиной, поскольку РФ действует слишком уж агрессивно. Поэтому Россия может получить обратный эффект. Но убеждать европейских политиков не подписывать соглашение с Украиной, как через информационные кампании, так и через личные контакты на разных уровнях, РФ будет. Это – одно направление.
Второе направление – с помощью некоторых украинских чиновников и своих друзей в нашей стране россияне могут провоцировать конфликтные ситуации, которые могут подтолкнуть Европу к неподписанию нового соглашения с Украиной. В частности, такой болевой точкой, которая может воздействовать на европейцев, является, конечно же, ситуация вокруг Юлии Тимошенко. То есть провоцирование острых конфликтов вокруг Юлии Тимошенко может стать поводом и причиной наложить вето на подписание нового соглашения с Украиной.