Казалось бы: как конфликт между Турцией и Европейским Союзом, абсолютно не имеющий отношения к Украине, может на нее повлиять? Пока Анкара бросала на ветер обвинения в адрес "нацистской" Германии и "фашистов-голландцев", не скупясь на острые словечки и некорректные исторические параллели, Киев эти дрязги мало занимали. Но тут Турция вытащила из рукава свой самый сильный козырь – соглашение с ЕС о мигрантах.
Безвизовый режим для Украины – вопрос почти решенный, но форс-мажоры никто не отменял. Во многом из-за грядущих выборов европейские политики как огня боятся нового миграционного кризиса, который и встал на пути к безвизовой победе Украины в прошлом году.
Сейчас главный риск – исход президентских выборов во Франции и отчасти парламентских в Нидерландах. Но если президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган действительно пойдет на окончательный разрыв с ЕС, может появиться новая проблема. Возможный триумф евроскептиков на выборах в сумме с увеличением потока мигрантов могут снова сыграть злую шутку с Украиной и Евросоюзом. Официальный Киев отрицал привязку "безвиза" к судьбе соглашения о мигрантах, но не под запись в Администрации президента признавали, что она все же имела место, хотя и не играла решающей роли.
Может ли турецко-европейский конфликт поставить под угрозу визовую либерализацию для Украины – разбирался "Обозреватель".
Острая фаза
На минувшей неделе Турция и ЕС вступили в самый острый за последние десятилетия конфликт. Формальным поводом стал отказ Нидерландов пустить турецкого министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу в страну. Амстердам опасался, что тот будет агитировать турецкую общину в Нидерландах за предоставление Эрдогану дополнительных полномочий. Страны ЕС встали на сторону голландцев.
Читайте:
"Ведут себя, как "банановая республика": Турция угрожает Нидерландам санкциями
Тут же последовала агрессивная реакция Анкары. Турецкое руководство разразилось градом обвинений в адрес Евросоюза, приостановило дипломатические отношения с Нидерландами, заговорило о санкциях и самое главное – заявило, что больше не видит причин соблюдать миграционное соглашение.
Острая фаза конфликта назревала уже давно. Турция так и не дождалась некогда желанного членства в ЕС и даже визовой либерализации. А Европу беспокоят антидемократические процессы в турецком обществе.
Анкара не первый раз шантажирует ЕС соглашением. Этот вопрос поднимался и летом прошлого года. Но потом градус напряжения немного снизился. Сейчас ситуация несколько другая. Эрдоган поднимает ставки в преддверии референдума о введении президентской республики, назначенного на 16 апреля. Если все удастся, то пост премьера в Турции будет ликвидирован, а Эрдоган получит возможность остаться на президентском посту до 2029 года. Естественно, ЕС не в восторге от такой перспективы. Не говоря уже о том, что на антитурецкой риторике зарабатывают очки евроскептики в тех же Нидерландах, которые то и дело продуцируют страшилки о следующей волне мигрантов.
Читайте:
Были в шоке: в Нидерландах высказались о причинах громкого скандала с Турцией
Соглашение, которое грозится разорвать Эрдоган, обязывает Турцию принимать назад нелегальных мигрантов, которые попадают в Грецию с ее территории. Документ не без изъянов, но он действительно уменьшил поток нелегалов в Европу. Если Анкара поставит крест на договоренностях, Европа лишится своего рода миграционного "фильтра". И вот тут-то вступят в игру евроскептики, которые и так выступают против визовой либерализации с Украиной, хотя она и не несет ЕС никаких миграционных рисков.
Это не означает, что Киев останется без безвизового режима. Но процесс может осложниться и несколько затянуться.
"Битва" против Европы
И все же есть несколько оснований надеяться, что Анкара пока ограничится угрозами, не приступая к их реализации. Во-первых, Турция также зависима от ЕС – Эрдогану нужны европейские финансовые средства. Запланированная помощь Турции со стороны Брюсселя в период с 2014 до 2020 года составляет 4,45 миллиарда евро. На данный момент Анкара получила лишь 167 миллионов евро. На фоне конфликта еврокомиссар Йоханнес Хан уже заявил, что ЕС урежет помощь Турции.
Читайте:
Конфликт Турции и Нидерландов: в Роттердаме вспыхнули акции протеста, полиция применила водометы
Во-вторых, еще не факт, что после разрыва соглашения мигранты бросят насиженные в Турции места и кинутся в Европу, которая уже успела "забаррикадироваться".
В-третьих, конфликт с ЕС смахивает на банальную попытку Эрдогана сместить акценты в агитационной кампании за президентскую республику для сплочения электората. Теперь он презентует референдум как "битву" против Европы, которая ополчилась на Турцию. Укрепление собственной власти путем создания внешнего или внутреннего врага – тактика, которая хорошо зарекомендовала себя в России.
Как сообщал "Обозреватель", Нидерланды отказались извиняться перед Турцией.