Меркель за полшага до третьего срока
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Пять лет назад они делали одно дело - вытаскивали Германию из трясины финансового кризиса. И надо сказать, преуспели в этом. Антикризисная коалиция правоцентристов ХДС/ХСС и левоцентристов СДПГ позволила Германии не только удержаться на плаву, но и сохранить (и укрепить) статус ведущей державы Евросоюза. Тогда социал-демократ Пер Штайнбрюк был главой Министерства финансов, а христианская демократка Ангела Меркель - как и сейчас, федеральным канцлером. Теперь они - соперники в борьбе за большинство мест в парламенте, за пост главы правительства и за право определять внутреннюю и внешнюю политику Германии. Однако логика политического маневра может снова превратить их в коллег.
Результаты парламентских выборов в Германии. Инфографика сайта zdf.de
На протяжении всей предвыборной кампании сохранялась интрига: кто станет канцлером? Формальное превосходство ХДС (около 40%, согласно опросам) над СДПГ (около 27%) не является определяющим. Персональные рейтинги Меркель и Штайнбрюка отличаются еще более разительно - 50% против 27%, если верить опубликованному 21 сентября прогнозу института "Emnid". Однако в Германии непрямые выборы канцлера и не двухпартийная система. Поэтому все внимание было приковано к потенциальным союзникам как справа, так и слева.
Уже к началу предвыборной кампании было ясно, что право-левой идиллии образца 2008г. в 2013г. ожидать не приходится. Штайнбрюк четко и недвусмысленно заявил, что второй раз под началом Меркель работать не собирается. Его цель - быть федеральным канцлером в случае победы и лидером оппозиционной СДПГ - в случае поражения.
Феномен "поправения" немецкого общества и рост популярности Меркель сыграл с нею злую шутку. Да, Левые и Зеленые в целом серьезно ухудшили свои результаты. Небольшой рост популярности СДПГ случился как раз за счет падения этих партий, но он отнюдь не компенсировал их. Популярность правящего консервативного союза выросла более чем на 7 пунктов, но не поспевает за личным рейтингом Меркель. Однако самое резкое падение поддержки избирателей испытали на себе союзники Меркель - свободные демократы. Они "упали" почти на 10 пунктов в сравнении с прошлыми выборами. А ведь от них зависело очень многое.
Колебавшаяся на грани 5%-го барьера Партия свободных демократов стала своего рода электоральным индикатором, к которому были прикованы взоры наблюдателей. Набирает 5% этот естественный союзник христианских демократов - Ангела Меркель может преспокойно выпить стопку шнапса в честь своего третьего канцлерского срока. Остаются свободные демократы за бортом Бундестага - и все будет зависеть, возможно, от долей процента, которые наберет партия Меркель и ее оппоненты, и от того, как договорится с Зелеными и Левой партией главный социал-демократ. Так, в конце концов, и случилось - СвДП не дотянула до пятипроцентного барьера всего-то 0,2%.
Еще один феномен избирательной кампании 2013 - партия правых евроскептиков "Альтернатива для Германии". Эта сила сформировалась непосредственно в 2013г. и неожиданно приобрела необыкновенно большое количество сторонников: на Фейсбуке их страница в короткие сроки набрала больше читателей, чем социал-демократы и партия Меркель. "Альтернатива для Германии" по данным опросов была готова преодолеть пятипроцентный барьер и ворваться в Бундестаг, чтобы там требовать выхода Германии из еврозоны и ужесточения законодательства о мигрантах. Но - не сложилось, для победы АдГ не хватило буквально 0,3%.
Теперь, когда результаты выборов уже известны, интрига сохраняется. Ведь коалиция Ангелы Меркель получает 311 мест в Бундестаге, а абсолютное большинство в нынешнем составе парламента по итогам голосования с учетом "дополнительных мандатов" - 316. Германия - не Украина, поэтому "тушек" Ангеле Меркель ждать не приходится.
Распределение мест в Бундестаге. Инфографика сайта zdf.de
Эксперты считают, что наиболее вероятна в нынешнем раскладе широкая коалиция из консерваторов ХДС/ХСС и социал-демократов СДПГ - такая уже действовала в 2008г. Если Меркель и Штайнбрюку удастся договориться - лидеру социал-демократов придется как-то оправдываться перед избирателями, которые поверили его заявлениям, что в правительство Меркель он не войдет. Впрочем, никто не мешает Штайнбрюку сказать, что он говорил лично за себя, и делегировать в правительство своих однопартийцев.
Союз социал-демократов и консерваторов не так уж противоестественен, как могло бы показаться. Основное различие в их программах - это вопрос повышения налогов: консерваторы против, социал-демократы за. Остальное - "мелочи" вроде предоставления семейных льгот однополым парам. Меркель уже показала себя способной на некоторую политическую гибкость, а социал-демократам не впервой менять предвыборный популизм на здоровый буржуазный прагматизм.
Формально более естественная и "по цифрам" (319 мандатов) вполне реальная левоцентристская коалиция СДПГ, Зеленых и Левой партии на деле остается под большим вопросом. Расхождения между "красными" Левыми и бледно-розовыми социал-демократами достаточно велики, чтобы обе стороны отвергали сотрудничество. Что и говорить, в деле грызни между социал-демократами и коммунистами Германия имеет давнюю традицию, и в прошлый раз в итоге этой грызни в канцлеры прорвался Адольф Гитлер. Сейчас, конечно же, ситуация не столь критична, однако следует помнить, что Штайнбрюк перед выборами заявлял, что не намерен вступать в коалицию с Левой - в поле его интересов только Зеленые.
И, наконец, еще один вариант коалиции, который нельзя исключать - это союз консерваторов и Зеленых. И хотя обе стороны готовы к консультациям по этому поводу, между ними существует ряд противоречий, которые ставят возможногсть коалиции под сомнение.
Сама Ангела Меркель, которая уже приняла поздравления от французского президента Олланда и председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, не торопится называть имя союзника, с которым намерена сформировать коалицию. Понимая, что в лагере левых разлад, она может себе позволить выдержать паузу и подождать, пока созревшие левоцентристы сами попросятся к ней в правительство. Поэтому Ангела пока лишь делает недвусмысленные намеки о своей готовности сформировать "устойчивое большинство". Консерваторы плюс социал-демократы: куда уж устойчивее...