Обращение Рады в Гаагский суд: накажут ли виновников преступлений на Донбассе
Верховная Рада приняла решение о подаче заявления в Международный уголовный суд, касающегося признания Украиной Гаагского трибунала в отношении преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных высшими должностными лицами Российской Федерации. Вместе с тем, Римский статут, по которому действует международный трибунал, Украина пока не приняла.
О том, какое значение имеет это решение, "Обозревателю" рассказали ведущие украинские политологи и юристы.
Адвокат Игорь Фомин убежден, что признание Украиной юрисдикции Международного уголовного суда является положительным решением.
"Раньше Украина не признавала юрисдикции Гаагского трибунала, и в кулуарах ходили слухи, что это из-за дела Гонгадзе. Если мы признали сейчас его, то теперь мы подлежим и юрисдикции Международного уголовного суда. Соответственно, их следователи могут расследовать дела и выносить приговоры, которые будут для нас обязательным. Чиновники должны помнить об этом, а не нарушать закон", - сказал он.
Что же касается России, то, по словам адвоката, она не является участником этой конвенции.
Читайте:Эксперт объяснил признание нардепами юрисдикции Гаагского трибунала
"Если россияне совершат преступление на территории Украины, и это будет доказано, и вынесено решение Гаагского трибунала, то те, кто совершил это преступление, будут отвечать. Но, это лишь в случае того, если они выедут за пределы России. Пока они находятся на территории России, они не подпадают под юрисдикцию Гааги. Россия еще не выдавала своих граждан, совершивших подобные преступления, как Израиль. Хотя, время меняется", - отметил юрист.
Международное соглашение, подписанное той или иной страной, при этом выше внутреннего законодательства.
"Если оно противоречит внутреннему законодательству, то реализуется именно оно", - подчеркнул Фомин.
Читайте: Политолог о признании Радой Гаагского трибунала: любой генерал должен об этом помнить
Как заявил "Обозревателю" адвокат, экс-генеральный прокурор Украины Богдан Ференц, Римский статут Гаагского суда, который Украине сейчас советуют принять, принимался при определенных обязательствах.
"Я не обновлял свои знания в международном праве, поскольку оно меня не интересует. Но, насколько мне известно, Римский статут принимался в годы Второй мировой войны и в расчете на преступления, совершенные в это время", - сказал юрист.
Сейчас, по словам адвоката, спустя время, надо в законодательство внести что-то новое, не руководствоваться Римским уставом.
"Думаю, что надо расширить правила и внести изменения в международное законодательство со ссылкой на то, что это, к тому же мирное время. А тогда был геноцид и Вторая мировая война", - отметил эксперт.
Читайте:
Юрист объяснил, что значит для России признание Украиной юрисдикции Гаагского трибунала
Как считает политолог Кость Бондаренко, любой генерал, который принимает то или иное решение, должен понимать, что после признания Верховной Радой юрисдикции Гаагского трибунала в случае совершения преступлений в Украине, он может предстать перед Международным уголовным судом.
"Теперь генерал или политик, совершивший подобное преступление на территории Украины, может попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда. Если прокурору удастся установить его вину, то тогда выдачу того или иного человека можно будет затребовать, для того чтобы он предстал перед судом", - сказал Бондаренко.
Хотя, по словам политолога, эта процедура является довольно длительной.
"Взять хотя бы Сербию, где это уже тянется более 15 лет. Там до сих пор многие в розыске, а некоторых не выдают. В то же время, как высказывались противники этого признания, Россия теперь тоже может подать заявление о том, что тот или иной украинский политик или генерал совершил преступление против человечности. Тогда прокурор может приехать в Украину и провести расследование. Это вызывает нервную реакцию. Но, в принципе, надо отдать должное, тем, кто это решение все-таки провел", - отметил Бондаренко.
Читайте: Про Путина и Гаагский сценарий
В то же время, как уверен председатель правления Украинской Хельсинской группы по защите прав человека Евгений Захаров, признание Верховной Радой юрисдикции Международного уголовного суда не отменяет необходимости ратификации Римского статута.
"Это постановление говорит лишь о непонимании функции Международного уголовного суда руководством страны. Они не понимают, как он работает, какая у него юрисдикция, кто может быть привлечен к ответственности, кто может в него жаловаться", - сказал Захаров.
То, что сделали 4 февраля народные депутаты, по мнению эксперта, является продолжением заявления, которое было подано в Международный уголовный суд относительно преступления против человечности во время Майдана.
"Они просто продлили срок этого заявления и считают, что этого хватит. Но этого не хватит, потому что оно не отменяет ратификации, которая есть в международном обязательстве Украины согласно ст. 8 Соглашения об ассоциации с ЕС, которое было подписано. Я считаю, что Украина должна присоединиться к этому договору и признать Римский статут", - подчеркнул правозащитник.