Пограничное состояние
"Обозревателю" удалось попасть в один из еженедельных облетов руководством погранслужбы восточных и северных границ Украины. Нас предупредили сразу: о многом из того, что нам покажут, писать нельзя, фотографировать многое также запрещено - государственная тайна. Хотя увиденного было достаточно для того, чтобы убедиться - первый натиск иностранных войск отбивать есть кому.
Пока специалисты готовили вертолёт к вылету на северную границу, заместитель главы ГПСУ Сергей Астахов принялся развеивать миф о лёгкости пересечения украинской границы. Нет, по его словам, и толп агрессивных, вооружённых людей, попадающих на территорию Украины через пункты пропуска.
По данным пограничников, за первые три месяца 2014 года границу пересекло столько же автомобилей, сколько и за этот же период в 2013 году. А людей - даже стало меньше на 11%.
Астахов рассказал: в начале террористических действий на востоке Украины из России в страну пытались въехать множество "спасителей русскоязычного населения" - в бронежилетах, с дубинками и оружием. Таких на территорию Украины не пропускали - за первый квартал 2014 года число лиц, которым отказали в возможности пересечения границы, достигло 15 тысяч.
"Мы усилили режим на границе. Там даже муха не пролетит сейчас без проверки документов. Но не пропускать никого совсем мы не можем, ведь люди едут с нормальными документами на законных основаниях и не пытаются привезти ничего запрещенного", - объясняет Астахов.
Тем временем мы вылетаем в первую точку маршрута - пункт пропуска "Пески". Сразу по прибытии становится понятно, что настроены пограничники серьёзно, вокруг пункта пропуска ходят ребята с автоматами, множество замаскированных окопов и БТРов.
Глава ГПСУ Николай Литвин решает не инспектировать сам пункт, а отправляется в соседний поселок, чтобы посмотреть на условия службы недавно мобилизованных пограничников, из которых сформировали мотоманевренные группы.
На данный момент на этом участке границы таких групп сформировано семь, каждая из них состоит из нескольких сотен человек. Для их создания пришлось мобилизовать население, поскольку с превращением пограничных войск в пограничную службу изменились подходы к обучению пограничников – вплоть до последних событий у них не было оружия и большую часть личного состава представляли женщины.
"Ведение войны – это не наши вопросы. Пограничников кормили и учили не для того, чтобы сидеть в окопах. У нас, когда были пограничные войска, то были программы подготовки, тренировки и т.д. Потом, когда в 2003 году мы перешли на правоохранительную основу и стали Государственной пограничной службой – статус изменился, подходы к обучению стали другими", - рассказал Астахов.
Он добавил, что целью таких поездок главы Погранслужбы является не только мониторинг ситуации и проверка пограничников, но также и их поощрение для поддержания боевого духа - пока им только вручают грамоты, медали и часы - на большее нет средств.
Дети из местных школ регулярно присылают пограничникам письма и рисунки.
Фельдшер Евгений Войтович показал большой журнал посещений пограничников: "Видите, уже сколько обращений за время нашего здесь пребывания. Болеют в основном респираторными вирусными инфекциями, они сейчас как раз пошли. Была плохая погода, очень холодно здесь было, когда мы приехали. Мы не привыкли к такой местности, поэтому для нас это была перемена климата. Мы приехали из Закарпатья (Ужгород)".
По его словам, питание у ребят качественное, отравлений или каких-то расстройств не было.
В одном кабинете с ним работает местная жительница, заведующая ФАП Раиса Красова. Признается "Обозревателю", что пограничников местные жители встретили нормально, а вот к сторонам межгосударственного конфликта, приведшего в их посёлок мотоманевренную группу, относятся по-разному: "К ребятам относятся хорошо. А кого поддерживают – это уже у каждого свое".
Её слова о хорошем отношении местных подтверждает и пограничник Вячеслав - он входит в состав наряда, дежурящего на дороге, которая ведёт из посёлка к российской границе. Ребята останавливают машины, проверяют документы, следят, чтобы ничего запрещенного или провокативного не ввезли и не вывезли.
"За сутки проверяем приблизительно около ста машин. Не пропускаем очень выборочно, поскольку здесь преимущественно ездит местное население: в Россию или из России. Были случаи, когда задерживали людей, последнее время это происходит преимущественно из-за отсутствия документов", – рассказывает Вячеслав.
По его словам, за время пребывания в посёлке мотоманевренной группы, попыток привезти через границу оружие или бронежилеты не было.
Отправляемся в следующий пункт назначения – базу "Весёлое". Там также служат недавно мобилизованные украинцы, треть из которых уже решила остаться на службе после урегулирования ситуации.
Местное население пытается поддерживать пограничников продовольствием. Его уже настолько много, что приходится даже отказываться. Но ситуация на отрезке границы, охраняемом этой группой, неспокойная – там постоянно маневрируют российские машины.
"Отдел пограничной службы "Веселое" охраняет государственную границу протяженностью 44 км. Вчера во время наблюдения на направлении Стрелече-Журавлевка наблюдалось 10 БТРов, которые шли вдоль государственной границы, а также два автомобиля "Урал". Сегодня в ходе наблюдений пограничными нарядами были обнаружены два автомобиля "Урал" с личным составом. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспрепятствовать проникновению в Украину оружия, боеприпасов, техники, а также радикально настроенных лиц", – доложил один из офицеров в "Весёлом".
Рядом с этой базой разместилась база Вооружённых Сил Украины. Пограничники и военные вместе тренируются, а часть военнослужащих даже живёт на территории пограничной части в "Весёлом".
Обе эти базы окружены лесами и полями, которые на первый взгляд кажутся незащищёнными. Но это только на первый, объясняет полковник Астахов, – на самом деле эту территорию давно охраняют - при помощи новых технологий и старых приёмов.
Следующим пунктом поездки стал Харьков – региональное управление пограничной службы, отвечающее за северо-восточную границу Украины. Там после награждения офицеры долго обсуждают способы повышения защиты здания, а также усложнения тренировок для личного состава, чтобы пограничники были готовы к выполнению максимально широкого спектра задач.
В Киев вылетаем уже в сумерках. Глядя с высоты вертолетного полета на просторы Украины, на светящиеся города, хочется верить, что пограничникам и военным удастся все это защитить.