Георгий Тука: всплеск волонтерства в Украине – это реакция на полную импотенцию госструктур
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Сегодня уже всем понятно: без помощи волонтеров украинская армия не только была бы небоеспособной – ее бы просто не существовало. В последние месяцы государство таки начало выполнять свои функции по обеспечению армии всем необходимым, тем не менее, волонтерские списки нужд бойцов по-прежнему велики, без "подзатыльников" неповоротливым чиновникам тоже пока не обойтись. Сегодня помощь армии объединила всех граждан Украины, независимо от социального статуса и места проживания.
Бойцы АТО, вернувшиеся с войны, нуждаются в серьезной психологической реабилитации. А от своих сограждан они ждут немногого: просто слова "спасибо" и признания заслуг. Любая война заканчивается миром, но всегда есть победитель и побежденный. Эта война может и должна закончиться победой Украины.
Об этом и многом другом в пресс-центре "Обозревателя" рассказал председатель объединения "Народный тыл" Георгий Тука.
Что нужно армии: у волонтеров имеется большой список
"К счастью, несколько уменьшился объем тех позиций, в которых нуждается наша армия. Я с радостью могу сообщить, что Министерство обороны практически решило проблему с бронежилетами, практически решена проблема с касками. Во многом решена проблема с формой и с обувью. А все остальное – это по-прежнему с нашим участием. Это транспорт, это индивидуальные средства защиты (наколенники, налокотники, очки), оптические приборы, индивидуальные аптечки. И ремонт техники. Если брать весь список, он будет, наверное, на два листа".
"Во время активных действий, как правило, на первый план выходят потребности медицинского характера – помощь раненым, эвакуация раненых, эвакуация тел погибших, розыск пропавших без вести. Если говорить об условном перемирии, то в такие моменты на первый план выходят вопросы вооружения, амуниции, строительства фортификационных сооружений".
"Определенная часть, которую мы оказываем, не подлежит огласке. Это касается средств связи и средств вооружения".
Кто помогает украинской армии: пенсионеры, бизнесмены и… жители Луганска
"К сожалению, вынужден констатировать, что за последний месяц объем финансовой помощи существенно сократился. Я все-таки надеюсь, что это связано, в первую очередь, с длительными праздниками. Я надеюсь, что это не является свидетельством того, что общество успокоилось и почило на лаврах.
С горечью хочу констатировать, что максимальные всплески оказания помощи происходят в моменты наиболее активных боевых действий. Понятно, сейчас в стране гражданам с каждым днем все тяжелее, финансовые ресурсы иссякают, бизнесу все труднее, но, тем не менее, кто может, тот помогает.
Среди наших помощников есть и предприниматели, имена которых известны всей стране, и большая масса пенсионеров – людей очень малообеспеченных. Есть люди, которые проживая в Луганске, находят способы помогать, и помогают достаточно существенно. Не так давно предприниматели-луганчане передали нам 50 тысяч гривен, которые были нами потрачены на медикаменты для украинской армии. Они оказывали эту помощь тайно – через посредника. Я даже имен их не знаю".
Кто зарабатывает на войне?
"Если говорить о легальных заработках, то это, в первую очередь, производители экипировки и снаряжения. Наверное, было бы логично предположить, что зарабатывают те производители вооружения, на которое сейчас появились заказы.
Если говорить о нелегальных заработках и о тех заработках, которые с моей личной точки зрения носят аморальный характер, то, в первую очередь, наверное, речь может идти о контрабанде. Контрабанда наркотиков, контрабанда оружия, контрабанда топлива, финансовыми ресурсами, продуктами питания.
Я не могу сказать, что наркотики в зоне боевых действий – острая проблема. Речь идет о контрабанде тяжелых наркотиков из России через черную дыру, дальше – на материковую Украину. Поскольку я с первых дней сотрудничаю со спецслужбами, я более или менее знаю эту проблематику. Благодаря тому, что мы имеем на Донбассе, наркотрафик существенно возрос".
Взаимодействие волонтеров с государством: только подзатыльники
"Проблем, с которыми сталкиваются волонтеры, много. Что касается государства, то чаще всего хотелось бы, чтобы его просто не существовало – что касается помощи и взаимодействия. Если быть откровенным, то в 99% случаев взаимодействия между волонтерами и государством волонтеры дают подзатыльники государству, в этом и заключается взаимодействие. Подзатыльники разные – и информационные, и действием. Были факты, когда перекрывали границу, когда устраивали акции протеста. Поэтому я не хочу делать ни перед кем реверансов – к сожалению, о какой-то существенной помощи говорить не приходится.
Вообще, всплеск волонтерства в Украине – это реакция наиболее активной части общества на полную импотенцию государственных структур".
Обделенные вниманием государства герои АТО станут "Народными Героями Украины"
"Эта инициатива родилась в ответ на беспомощность и бездействие власти. Видя те подвиги, которые совершаются нашими людьми и видя отсутствие должной реакции со стороны государства на это, общаясь с бойцами, которые сетуют на отсутствие должного внимания со стороны государства в плане признания их заслуг – это угнетает.
Таким образом родилась инициатива о создании высшей награды народа Украины. Существует два типа награды – награда боевая, за боевые заслуги, и награда за заслуги в мирной жизни.
Те люди, которые были вовлечены в этот процесс, максимально доступными способами, через средства массовой информации, через интернет начали освещать эту идею, широко ее обсуждать. И получилась некая компиляция: с одной стороны, от граждан, от СМИ, от медийщиков мы получили списки тех людей, которых они считали достойными этой награды. Наградной комитет, который я имею честь возглавлять, принимает коллегиальное решение о предоставлении той или иной награды из тех списков, которые мы получаем.
На сегодняшний день в этих списках порядка тысячи человек. Среди них как всемирно известные политики, так и никому не известные герои из маленьких сел, некоторые из которых уже покинули наш мир, совершив геройские поступки. Кроме их сослуживцев и односельчан об их подвиге никто не знает. Мы считаем это абсолютно несправедливым по отношению к этим людям.
В конце мая мы планируем сделать первое публичное награждение.
Кстати, в этот процесс очень активно вовлеклись наши украинские геральдисты. В принципе, это была именно их идея. Как оказалось, случаи таких народных наград имели место в истории".
Бойцы АТО, пролившие кровь за Украину, получат специальные нашивки
"Мы считаем, что каждый воин, получивший ранение, должен иметь какой-то знак. Если помните, после Второй мировой войны у бойцов, которые получили ранения, были нашивки: красная за тяжелое ранение, желтая – за легко ранение. Сейчас этот знак упразднен. Мы считаем, что это неправильно.
В то же время мы не сторонники того, чтобы слепо копировать какие-то элементы советской истории. Поэтому сейчас геральдисты-профессионалы совместно с художниками разрабатывают эскизы этого знака. Мы хотим, чтобы люди на улице, видя человека с значком отличия, понимали: этот человек пролил кровь, защищая нашу родину".
Встретив бойца АТО на улице, просто подойдите к нему и скажите "спасибо"
"Если вы просто подойдете к незнакомому человеку в военной форме и просто скажете: "Спасибо" - поверьте, для него это будет очень много значить. Когда ко мне на улице подходят абсолютно незнакомые люди, узнают меня и благодарят за деятельность, которой я занимаюсь, это вдохновляет. А тем более, если говорить о ребятах, которые рисковали своей жизнью, которые зачастую получили травмы – и физические, и психологические, - с которыми им придется дальше жить.
Надо разрушать эту стену мира и войны, которая, к сожалению, присутствует в обществе".
Вернувшиеся из АТО бойцы: сначала к психологу, потом - домой
"Среди ребят, которые будут возвращаться и которые возвращаются с войны, есть те, которые имеют проблемы с психикой. Этим вопросом надо было заниматься еще год назад. К сожалению, я не могу сказать, что государство активно реагирует на эту проблему.
В США существует целая программа, согласно с которой ни один военнослужащий, вернувшийся с военных действий, прямо с передовой не попадает домой. Существуют специальная реабилитация – минимум, две недели. В это время за ним наблюдают психологи, оценивают его состояние. Если видят проблемы, то военнослужащие направляются в другие центры.
Три дня назад я общался с парнем-десантником. Его левая нога ампутирована выше колена, за вторую ногу борются. У парня одна идея: вернуться назад на фронт. Если бы я ему сказал, что это невозможно, это был бы либо путь к суициду, либо это могло бы вызвать агрессивную реакцию с его стороны. Таких людей много".
Блокада Донбасса: каждый должен отвечать за свои поступки
"Я знаю, что мою позицию разделят далеко не все, но я отношусь к этому исключительно положительно. С моей точки зрения, каждый должен отвечать за свои поступки. Даже если ты не брал в руки автомат Калашникова, но имел неосторожность выходить на митинги с российскими флагами или с георгиевскими ленточками, или ты принимал участие в беспорядках по захвату административных зданий, то ты за это должен отвечать, дорогой. И семья твоя должна за это отвечать.
Здесь не надо спекулировать. Количество старых бабушек по сравнению с общей массой людей, которые сейчас проживают на этих территориях – мизерное. Украинская сторона неоднократно предлагала всем желающим перебраться на территорию, контролируемую Украиной, и свою помощь. Насколько я знаю, подобный процесс продолжается и сейчас – все, кто желают, могут переехать".
Война и мир: Украина должна победить
"Любая война заканчивается миром. Но в любом военном конфликте есть победитель и побежденный. Я за то, чтобы Украина была победителем, и я прилагаю к этому максимум усилий. Мой лозунг простой: "Делай, что можешь, и будь что будет".
К так называемым минским договоренностям у меня есть сто пятьдесят тысяч вопросов. Мы получили в центре Европы неконтролируемую черную дыру, по сравнению с которой Приднестровье – это жалкое недоразумение. Вот почему нам нужна победа. Мы не сможем жить с таким образованием. Эту раковую опухоль надо ликвидировать.
То состояние, которое мы имеем сейчас – это результат полной импотенции и бездействия власти, особенно на начальном этапе. Всю эту заразу можно было погасить в течение нескольких часов, используя спецподразделения силовиков, абсолютно не прибегая к армии. Речь идет о подразделениях СБУ и МВД. Но этого не было сделано. Далее – когда Гиркин с компанией уходили из Славянска. Одну колонну успешно уничтожили, вторая во главе с Гиркиным по непонятным причинам успешно добралась до Донецка. Это либо прямое предательство, либо отсутствие силы воли.
В результате эти "туристические" походы Гиркина переросли в то, что мы имеем сейчас.
Если бы не прямая помощь со стороны России, можно было бы давно и успешно решить этот вопрос военной силой. На сегодняшний день мне представляется, что решение этого вопроса лежит в двух плоскостях: с одной стороны, необходимо оказывать всемерное давление – политическое, внешнеэкономическое – на Россию, дабы вынудить ее отказаться от поддержки террористических организаций на Донбассе. С другой стороны, как любая суверенная держава, мы обязаны заботиться о своей обороноспособности. Мы должны перевооружать нашу армию, заниматься ее подготовкой и переподготовкой.
В тот момент, когда мировому сообществу удастся вынудить Россию отказаться от военной помощи террористам, в тот момент Украина будет способна с военной точки зрения если не уничтожить, то выставить ультиматум о разоружении тех бандформирований, которые на сегодняшний день присутствуют в Донецке и Луганске.
Для того чтобы избежать больших жертв и разрушений, в кратчайшие сроки мы должны получить в распоряжение Украины мощную, сильную армию".
Полную версию видеозаписи пресс-конференции смотрите здесь.