Район Дебальцево: как идет эвакуация
Из района Дебальцево людей эвакуируют в транзитные пункты для временных переселенцев. Многие находятся в состоянии так называемого острого травматического стрессового расстройства. Подробности - в репортаже DW.
В пунктах временного размещения на территории Донецкой области 6 февраля был беспрерывный наплыв беженцев. После двухнедельных боев в районе Дебальцево сторонам конфликта удалось договориться о создании "зеленого коридора" для спасения мирных граждан. Их вывозили волонтеры и спасатели Государственной службы по чрезвычайным ситуациям. Сначала в Артемовск, а оттуда - в пункты временного размещения в городах Славянск и Константиновка, находящихся под контролем украинских военнослужащих.
"Многие не понимают, что с ними происходит"
"В течение суток к нам поступали жители Горловки, Авдеевки, Попасной, Енакиево, но больше всего - из Дебальцево", - сообщила корреспонденту DW Светлана, сотрудница областного штаба спасателей. В Славянске имеются и вагоны, и палатки, в которых люди могут поесть и переночевать. Большинство прибывших - дети, старики, инвалиды. "Мы их кормим, обогреваем, оказываем первую психологическую помощь. Если говорить медицинским языком, люди находятся в состоянии острого травматического стрессового расстройства. Многие не понимают, что с ними происходит", - рассказала Светлана.
Такой же временный пункт обогрева находится в Константиновке. Одна из тех, кто нашел там временный приют, - 60-летняя Людмила из Дебальцево, инвалид по зрению. "Бомбежка была неимоверная. Дома складывались, как карточные домики, летели снаряды, от которых мы задыхались, дышать было нечем". Но подробно вспоминать пережитое женщина не в состоянии: сразу начинает плакать, ее голос срывается.
В Углегорске - одни руины
Среди прибывающих в пункты временного размещения много и тех, кто спасается самостоятельно из Дебальцевского котла. "Десять дней подряд нас обстреливали из "Градов" и "Ураганов", - говорит Наталия, жительница соседнего с Дебальцево Углегорска. О полном контроле над Углегорском накануне объявили власти самопровозглашенной Донецкой "народной республики" (ДНР). "В городе нет живого места, одни руины", - рассказывает женщина. По ее словам, каждый день в Углегорске хоронят по 50-100 человек, убитых во время обстрелов.
Наталья с детьми выехала из города самостоятельно, заплатив частнику 500 гривен. Еще столько же заплатила за железнодорожные билеты. На украинских блокпостах "пропускали неохотно, просили предъявить справку о временном переселении, сетует женщина. "Но если они в здравом уме, то откуда у нас может быть такая справка?" - недоумевает она. Дорога из Углегорска, говорит Наталья, простреливалась, и она ехала с детьми на свой страх и риск.
ДНР обвиняет украинскую сторону
В Госслужбе по чрезвычайным ситуациям сообщили, что предварительные договоренности о временном перемирии по Углегорску и Чернухино (Луганская область) 6 февраля соблюдены не были: "зеленый коридор" действовал только для Дебальцево. "Сообщений о нарушении договоренностей на этом участке трассы к нам не поступало", - сказали DW в пресс-службе ведомства. Жители Дебальцево говорят, что о "зеленом коридоре" узнали по "сарафанному радио" и что они могли выбирать маршрут.
"Несколько заполненных автобусов с людьми поехали в Донецк. Их сопровождали представители ДНР", - рассказала DW одна из жительниц Дебальцево. Однако в ДНР обвинили украинскую сторону в срыве эвакуации в Донецк. Дескать, люди не были проинформированы о такой возможности, и 20 автобусов, предоставленных властями ДНР для эвакуации, вернулись в Донецк почти пустыми.
Возвращаться некуда и незачем
По данным украинской стороны, 6 февраля из Дебальцево и соседних с ним населенных пунктов по "зеленому коридору" были вывезены 753 человека, в том числе 81 ребенок. Часть спасенных самостоятельно поедут к родственникам, кого-то бесплатно отправят в Киев, в центральный штаб размещения переселенцев. Там, по словам спасателей, прибывшим предложат возможность расселения по всей Украине.
Между тем волонтер по имени Александр рассказал корреспонденту DW, что на деле все не так гладко: "Люди не знают, что делать дальше. Ведь жителям ряда прифронтовых населенных пунктов, которые контролируются Украиной и не считаются оккупированными, трудно получить статус переселенца, а значит, и социальную помощь от государства". Однако возвращаться этим людям уже некуда и незачем: их дома сровняли с землей.