В правительстве ФРГ считают, что новая встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции имеет смысл, если от нее можно будет ожидать реального прогресса. DW - с подробностями.
Украинский президент Петр Порошенко, очевидно, несколько поторопился, когда за два дня до Нового года объявил на пресс-конференции о предстоящей 15 января в Астане очередной встрече в "нормандском формате" - со своими коллегами из России и Франции, а также канцлером ФРГ. Официальный Берлин дату и место проведения такого саммита до сих пор не подтверждает, хотя и дает понять, что в ходе телефонных разговоров Ангелы Меркель (Angela Merkel) с Порошенко и Нурсултаном Назарбаевым в конце декабря об этом речь шла.
Почему темнит Берлин
Это уже не первый раз, когда утечки информации из президентской администрации - будь то в Киеве или Москве - о предстоящих переговорах на высшем или министерском уровне ставят представителей немецкого правительства в неудобное положение. В одних случаях им приходится, скрепя сердце, постфактум подтверждать ту или иную информацию, просочившуюся в печать, в других - темнят до конца. "Нормандский формат" в Астане - из второго разряда.
По словам представителя МИД ФРГ Мартина Шефера (Martin Schafer), он о заявленном Порошенко саммите в Астане разве что "слышал". А вот московские дипломаты уже тоже называли 15 января тем днем, когда в Астане пройдет встреча лидеров четырех стран. Правда, говорили об этой дате только как о "возможной".
Президент Франции Франсуа Олланд также заявил, что примет участие в переговорах в Астане 15 января. При этом он добавил, что ожидает от них каких-либо конкретных итогов, не уточнив, каких именно. А вот Берлин, похоже, хочет действовать наверняка.
В минувшем году было немало переговоров на различных уровнях, участники которых пытались найти общий подход к решению украинского, точнее, как считают в ФРГ, российско-украинского конфликта. Дважды уже были встречи в "нормандском формате", несколько раз встречались министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции - фактически безрезультатно.
Проводить еще одну встречу на высшем уровне, не имея уверенности в том, что ее участники наконец-то смогут о чем-то договориться, в Берлине находят нецелесообразным и говорят об этом совершенно откровенно. "Такая встреча только тогда имеет смысл, если на ней будет возможно достичь настоящего прогресса", - заявил официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт (Steffen Seibert), отвечая на вопрос корреспондента DW.
Четыре условия министра
А министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) расшифровал, что он понимает под "настоящим прогрессом". Фундаментом для дальнейших действий он считает минский протокол и называет четыре условия, которые, с его точки зрения, должны быть выполнены прежде всего.
Первое - это соблюдаемое всеми сторонами перемирие, второе - демаркационная линия, обеспечивающая разграничение между территориями под контролем центральной власти и сепаратистов, третье - "зримый" отвод от линии фронта тяжелой боевой техники, четвертое - свободный доступ гуманитарной помощи для жителей востока Украины.
Нет худа без добра?
Штайнмайер уже не раз был на грани отчаяния и не скрывал этого на пресс-конференциях в министерстве иностранных дел по итогам переговоров с различными собеседниками. Теперь, однако, у него появился проблеск надежды хотя бы на локализацию конфликта на востоке Украины.
В интервью еженедельнику Der Spiegel он объяснил это тем, что "тревоги в связи с дальнейшим ухудшением экономического и финансового положения в России и на Украине вследствие кризиса могут повысить шансы на разрядку ситуации". То есть, нет худа без добра.
Вместе с тем Штайнмайера не может не беспокоить информация о том, что президент Порошенко только что на торжественной церемонии вблизи Житомира дополнительно передал личному составу украинской армии модернизированные и новые боевые самолеты, гаубицы и бронетранспортеры, а также пообещал победу над сепаратистами в 2015 году. А ведь одно из условий немецкого министра - отвод тяжелой военной техники из района боевых действий.
"Дорожная карта" для минского протокола
Пока его коллеги по кабинету министров наслаждались рождественскими и новогодними каникулами, сам Штайнмайер сидел на телефоне. И в последний день 2014 года, и в первый рабочий в Новом году он вел переговоры с Сергеем Лавровым, Павлом Климкиным, Лораном Фабиусом - то по раздельности, то сообща.
Не отдыхали и его подчиненные, немецкие дипломаты. Они организовали встречу в Берлине глав департаментов министерств иностранных дел четырех стран. По сообщению источников DW, переговоры в МИД ФРГ 5 января шли трудно, продолжались более пяти часов, а их предметом был проект документа, который мог бы быть представлен на утверждение участников саммита в "нормандском формате" в Астане.
Документ - своего рода "дорожная карта", намечающая конкретные шаги по имплементации минского протокола. Окончательной договоренности по его тексту еще нет. Как сообщил МИД ФРГ, есть только некоторые "подвижки", однако "ответы на многие вопросы, очевидно, еще предстоит найти".
Возможность для такого поиска представится сразу после православного Рождества - в пятницу на этой неделе, 9 января, когда состоится очередной раунд телефонной дипломатии на уровне министров иностранных дел Германии, Франции, России и Украины. Этот раунд, скорее всего, будет решающим. Если по его итогам можно будет говорить не только о "подвижках", но и о сближении позиций, тогда, отмечают в Берлине, можно будет 15 января отправляться в Астану.