УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дело Давыдовой: госизмена или "обкатка" закона

9,7 т.
Дело Давыдовой: госизмена или 'обкатка' закона

DW попыталась выяснить, что стало настоящей причиной ареста многодетной матери Светланы Давыдовой, обвиненной в государственное измене в пользу Украины.

В городе Вязьма Смоленской области по обвинению в государственной измене арестована Светлана Давыдова. Основанием послужил звонок женщины в украинское посольство в апреле 2014 года. Светлана предупредила дипломатов о возможной отправке военнослужащих из Вязьмы на границу с Украиной. Адвокат Иван Павлов, имеющий большой опыт защиты в делах о гостайне, считает, что в случае Давыдовой ФСБ намерена опробовать на деле новую редакцию статьи 275 УК РФ. Эта статья значительно расширяет понятие государственной измены.

Роковой вид из окна

В начале апреля 2014 года на востоке Украины уже звучали выстрелы и появились первые жертвы конфликта. Киев объявил о начале "антитеррористической операции", но до масштабных боевых действий дело еще не дошло. Одновременно появилась информация о концентрации российских войск на границе с Украиной. В один из тех апрельских дней Светлана Давыдова из окна своей квартиры увидела, что воинская часть N48886, расположенная напротив ее дома, опустела.

На территории части дислоцируется радиотехническая бригада Главного разведывательного управления. До этого из разговора военнослужащих части, услышанного ею в общественном транспорте, она сделала вывод, что их, возможно, готовят для отправки на Украину. О своих выводах Давыдова решила сообщить на "горячую линию" украинского посольства в Москве. По словам мужа Светланы, которого цитирует газета "Коммерсант", сделала она это для того, чтобы "предотвратить возможные жертвы".

Через 9 месяцев, 22 января 2015 года ФСБ возбудила в отношении Давыдовой уголовное дело по статье 275 УК РФ "Государственная измена". Как стало известно 29 января, Светлана была задержана, вывезена в Москву и, по информации российских СМИ, помещена в следственный изолятор "Лефортово".

"Сделала то, чего не надо было делать"

Назначенный Давыдовой адвокат Андрей Стебенев рассказал DW, что следствие назначило экспертизу, призванную установить наличие или отсутствие в ее действиях признаков государственной измены. Стебенев отказался дать более подробную информацию, сославшись на адвокатскую тайну, но посчитал нужным высказать личное отношение к делу: "Она сделала то, чего не надо было делать. С одной стороны, полная глупость, с другой - основание для того, чтобы ее задержали".

На попечении Светланы Давыдовой и ее мужа находятся семеро детей: четверо своих и трое - ее сестры. Младшей дочке еще нет и трех месяцев, она нуждается в грудном вскармливании. Стебенев уверен: суд учтет, что Давыдова - многодетная мать, и изменит меру пресечения на домашний арест или подписку о невыезде.

Сообщение об аресте Светланы Давыдовой мгновенно стало одной из самых обсуждаемых тем в социальных сетях. Одни пользователи называют ее поступок "предательством", другие указывают на то, что женщина действовала с целью предотвратить кровопролитие, и считают ее героем.

Среди правозащитников также нет единства. Одна из активисток комитетов "Солдатских матерей" полагает, что Давыдовой надо было обратиться в общественные организации: "Как можно звонить туда, где нас ненавидят, с какой целью? Чтобы ребят встретили и расстреляли? Может рассчитывала, что ей денег дадут - семья-то большая! Ну, а в общем, как это назвать, если не измена?"

Консультация как измена Родине

Адвокат Иван Павлов, занимавшийся защитой эколога Григория Пасько, ученых-физиков из Санкт-Петербурга, также преследуемых в свое время по обвинению в государственной измене, считает претензии ФСБ к Давыдовой несостоятельными. "Во-первых, она почерпнула информацию из открытых источников. Конституционный суд и Верховный суд признали, что такая информация не может быть государственной тайной. Во-вторых, согласно статье 275, к гостайне нужно быть допущенным - по службе, работе или учебе". Давыдова, констатирует адвокат, не была допущена к гостайне, она узнала о ней из разговора в маршрутке.

По мнению Павлова, ФСБ хочет создать прецедент и "обкатать на практике" принятые в ноябре 2012 года поправки к уголовному кодексу, расширившие понятие государственной измены. Помимо шпионажа и разглашения гостайны оно теперь включает "оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи" иностранному государству или "международной либо иностранной организации или их представителям".

"Изменников" может стать больше

Иван Павлов в беседе с DW расценил эти поправки, как нарушающие конституционные права, среди них - свободу слова и свободу распространения информации. "Например, сообщения СМИ или правозащитников об обнаружении на Украине российских солдат теперь при желании также могут быть интерпретированы как госизмена", - пояснил адвокат.

В Управлении ФСБ по Смоленской области отказались от комментария по делу Давыдовой, сославшись на то, что дело ведет центральный аппарат в Москве. В Центре общественных связей ФСБ России в Москве корреспонденту DW посоветовали обратиться с запросом в письменном виде, который будет рассмотрен в течение 10 дней.