Историки о Владимире, князе Киевском: Москва его не получит
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В день 1000-летия со дня смерти князя Владимира и годовщины Крещения Руси "Обозреватель" решил обратиться к теме роли этой исторической личности в судьбе нашего государства, к теме Киевской Руси, христианства и духовного "первородства" Киева по отношению к Москве.
В информационной войне России против Украины все средства хороши. Империя, не имеющая никаких оснований так себя называть, прибегает к многочисленным историческим фальсификациям и подмене понятий. Идея "великой России" основывается на карточном домике исторических фикций и домик этот начинает рушиться…
О самых больших фикциях и спекуляциях на тему истории Киевской Руси и князя Владимира "Обозреватель" пообщался с двумя украинскими историками – Александром Палием и Андреем Холявкой.
От кого пошло христианство на Руси – от Владимира или от Аскольда?
А.Палий: У нас христианство начало эпизодически внедряться с первого века нашей эры, с апостола Андрея Первозванного, который, как свидетельствуют летописи, путешествовал по территории Украины. Скифы, которые в то время жили здесь, были просвещены христианством. Впоследствии христианство эпизодически появлялось. Например, вы знаете Ильинскую церковь на Подоле в Киеве. На ее месте была церковь, которая была построена задолго до христианства, лет за сто до крещения Руси. Также в первом веке был Климент I, четвертый Папа Римский, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре.
Это свидетельствует о том, что христианство постепенно проникало на территорию Украины.
Если говорить об Аскольде, то в византийских источниках есть упоминание о том, что князь, который ходил походом на Константинополь, затем был крещен и окрестил свое войско. Мы не знаем, было ли это реальным событием, в наших источниках об этом не упоминается. Но мы знаем наверняка, что задолго до официального крещения Руси в Украине было много христиан. Например, христианкой была княгиня Ольга, бабушка князя Владимира.
А.Холявка: Я сторонник традиционной версии – христианство стало государственной религией в 988 году. Хотя многие историки, в том числе Ключевский, доказывали, что Аскольд с войском также крестились. Христианство было достаточно известно в Киевской Руси и до 988 года, но государственной религией его сделал все-таки Владимир.
Мы точно знаем, что княгиня Ольга была христианкой, мы знаем, что в Киеве еще до 988 года был построен храм. Говорят, что один из сыновей Святослава, Ярополк, принял христианство. Есть такое мнение, что Владимир пришел на волне языческой реакции. Но все-таки Владимир сделал правильный цивилизационный выбор, отдав предпочтение христианству.
Читайте: Путин приказал с гуслями отпраздновать тысячелетие смерти князя Владимира
Имеет ли исторические основания версия кремлевской пропаганды о том, что крещение Руси произошло на территории Крыма, в Севастополе, а не в Киеве?
А.Палий: Наша летописная традиция говорит о том, что князь Владимир крестился уже по приходу из похода на Корсунь – он крестился в городе Василькове под Киевом, тогда он назывался Василевым. Это официальная версия. То, о чем рассказывают разные толкователи, нас не касается. Но суть остается в том, что Московия и то государство, которое сегодня представляет Путин, не имеет никакого отношения к Киевской Руси. Это государство назвалось "Россией" спустя больше половины тысячелетия после князя Владимира. Оно взяло это название из воздуха, потому что название "Россия" - греческое. Почему они взяли греческое название? Потому что все знали, что Русь – это Украина. Таким образом они пытались подменить понятия.
Мы должны четко понимать, почему Путин сравнивает Крым с Иерусалимом – чтобы оправдать свои претензии на Крым. Дескать, они его не отдадут ни при каких обстоятельствах – так же, как евреи не отдадут Храмовую гору в Иерусалиме. Но это обоснование притянуто за уши. Владимир не имел никакого отношения к Московии и к нынешнему российскому государству. Его присутствие на территории России было зафиксировано всего один раз – в Новгороде. Он разбил предков россиян - вятичей и радимичей, он заставил их платить дань Киеву, он заставил Новгород платить дань Киеву. То есть для России князь Владимир то же самое, что для Анголы – английский король. Владимир рожден на территории Украины от князя шведского происхождения и уроженки города Любече на Черниговщине. Можно сказать, что одной дешевой манипуляцией с названием Россия пытается присвоить себе князя, к которому она не имеет никакого отношения.
Убедительным доказательством этого является то, что имя князя Владимира в летописях писалось как "Володим?ръ". Никакого князя Владимира никогда не существовало. Он был бы очень удивлен, если бы ему сказали, что он – "Владимир". Точно так же Киев писался иначе – "Кы?въ". Не было "киевлян", были "кияни". Все фонетические нормы украинского языка четко зафиксированы и в имени князя, и в названии государства, и в названии столицы.
Поэтому Россия может отдыхать и выдумывать какие-то финно-угорские байки, но к нашему князю Владимиру она не имеет никакого отношения.
Единственное отношение, которое Россия имеет к князю Владимиру – это его воевода Волчий Хвост. Когда-то он побил предков россиян на реке Песчаной, русины насмехались над предками россиян и говорили: "Песчанцы от Волчьего Хвоста бегут".
Читайте: Война за историю: как Россия "приватизировала" князя Владимира Великого
А.Холявка: Мы понимаем, что если Россия теряет привязку к Киевской Руси – а она ее теряет, - то вся историческая концепция о великой империи с тысячелетней историей просто провисает и начинает рушиться. Поэтому им крайне дискомфортно иметь дело с историческими достоверными фактами. Когда Владимир крестился, Москвы не было, никаких московских патриархов не было. И вообще на территории, которая сегодня считается Россией, жили коренные финно-угорские народы. И только через несколько столетий они перешли на славянский язык.
Вообще вся эта история о "Третьем Риме" и "великой России" держится на целом ряде исторических фикций. Рано или поздно все эти фикции будут разрушены. Это очень болезненно воспринимает Кремль, но историю назад не вернешь. Что бы Россия ни делала, какие бы памятники Владимиру она ни ставила, от этого Владимир не станет россиянином и предшественником Путина (смеется). Владимир – великий князь Киевский.
-Почему Киевская митрополия, которая была подчинена Константинополю, в 1686 году оказалась в составе Московского патриархата?
А.Палий: Кажется, цена вопроса была – 200 червонцев и сколько-то соболей. Это было сделано за взятку. Но впоследствии Константинопольский патриарх не признал этого решения. Константинопольская патриархия отрицает, что такое решение вообще было.
Сегодня нам необходимо создавать свою патриархию, свою поместную православную церковь, а Константинополь поможет нам в легализации нашей церкви. Конечно, Москва будет в истерике, начнет организовывать очередные расколы, но такая уж у них работа.
Нельзя говорить о Москве как о центре православия. На территории России де-факто очень мало православных людей. Например, в многомиллионной Москве в церкви ходит намного меньше людей, чем в мечети на Рамадан. Сейчас Москва, скорее, центр ислама, а не центр православия.
Читайте: В России обвинили Порошенко в "приватизации" князя Владимира Великого
А.Холявка: Тогдашний митрополит Четвертинский был промосковской ориентации. Кроме того, они сделали серьезную взятку великому турецкому визирю, тот надавил на константинопольского патриарха. И тот молча согласился с тем, чтобы Киевская митрополия перешла из-под константинопольского подчинения в московское.
Это, конечно, имело катастрофические последствия.
Сегодня можно и нужно поднимать вопрос о нелегитимности такого решения. В Украине должно быть два патриархата: один – Киевский православный, другой – Киевский греко-католический. Точка.
Сегодня именины празднует глава российского государства – Владимир Путин, а также Московский патриарх Кирилл (Владимир Гундяев). Что вы могли бы пожелать им в этот день?
А.Палий: Я бы пожелал им вспомнить Божьи заповеди: не убий и не укради. И успеть покаяться за нарушения этих заповедей.
А.Холявка: После того, как один из них начал войну, а второй эту войну благословил, я считаю неправильным и аморальным что-либо желать этим двум крайне нехорошим людям. Надеюсь, что справедливость настигнет их еще в земной жизни.