Процесс создания крымскотатарской автономии сдвинулся с мертвой точки. В годовщину депортации президент Петр Порошенко заявил, что готов внести в Верховную Раду законопроект о соответствующих изменениях в Конституцию, как только он будет разработан. Конституционная комиссия уже создала рабочую группу по наработке предложений. Старт совсем скоро – 22 мая. И все же, несмотря на активизацию процесса, он обещает быть долгим и очень непростым.
В перспективах и последствиях создания крымскотатарской автономии – разбирался "Обозреватель".
Поддержка в Раде
О национально-территориальной автономии крымских татар на высшем уровне заговорили не впервые. Еще в июне прошлого года президент заявил, что решил выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Конституцию. Тогда дальше слов дело не зашло: об этом немного подискутировали в публичной плоскости и благополучно позабыли почти на год, хотя представители крымских татар продолжали призывать официальный Киев занять более решительную позицию.
Читайте:
"Украина в долгу": Портников объяснил, почему нельзя лишать крымских татар автономии
Весной борцы за права крымских татар активизировались: в Раде даже зарегистрировали законопроект о национальной автономии. После решения Международного суда ООН, который обязал Россию обеспечить права крымских татар, об этом заговорили с еще большей силой. Порошенко подтвердил свою поддержку и призвал не медлить на этом направлении. В итоге для разработки законопроекта, который мог бы внести в Раду президент, была создана рабочая группа. Конституционная комиссия должна впоследствии одобрить наработки. Потом глава государства внесет законопроект в парламент. В Раде надеются, что это может произойти уже в сентябре.
"Я буду настаивать на том, чтобы все изменения в Конституцию были подготовлены за лето. Тогда в сентябре этого года президент, опираясь на разработанные рабочей группой и одобренные конституционной комиссией предложения, мог бы внести в Раду соответствующий законопроект. В таком случае парламент должен его поддержать 226-ю голосами. Это реально", – отметил в беседе с нами глава Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат от Блока Петра Порошенко Рефат Чубаров.
Следующий этап – заключение Конституционного суда. Если оно будет положительным, законопроект вернется на рассмотрение в Раду. И вот тут самое сложное – парламент должен окончательно поддержать конституционные изменения тремястами голосами. Есть ли они сейчас и будут ли спустя несколько месяцев – непонятно. Большинство нардепов, с которыми мы беседовали, не берутся делать даже осторожные прогнозы. Как бы там ни было, тема весьма дискуссионная. Оппоненты считают, что крымскотатарская автономия не вписывается в систему унитарного государства, коим является Украина. Кроме того, озвучиваются опасения того, что вслед за крымскими татарами об автономии могут попросить, к примеру, этнические венгры.
Читайте:
Крымский татарин из АТО: война с Россией только начинается и никогда не закончится
"Если суд примет положительное решение, законопроект вернется в Раду. Это может произойти через сессию – в начале 2018 года. Тогда потребуется уже 300 голосов. Это очень сложно. Но это необходимо не только крымским татарам, но и всей Украине. Переформатирование статуса Крыма – эффективный способ его вернуть", – считает Чубаров.
Позитив, сомнения, страшилки
Споры о статусе Крыма не утихали все годы независимости Украины. После аннексии, на первый взгляд, эта дискуссия потеряла актуальность, ведь законодательные новации не отменят факт российской оккупации. Однако кое-что крымскотатарская автономия может изменить и на данном этапе.
Во-первых, это официальное признание ошибок Киевом, политика которого очень долго была как минимум пренебрежительной по отношению к данной проблеме. С правовой точки зрения, крымские татары полностью соответствуют признакам коренных народов, закрепленных в конвенции ООН от 1989 года. Кроме них, ни один народ в Украине не подпадает под все нормы документа, поэтому "эпидемия автономий" – в большей степени надуманная угроза. Зато конституционные изменения относительно АРК – четкий сигнал крымским татарам, которые все еще проживают на аннексированной территории: вы не забыты. Страшилки же о том, что вслед за автономией крымские татары потребуют независимости, выглядят странно на фоне того, что именно этот народ является самым крупным и организованным проукраински настроенным сообществом на полуострове.
Читайте:
Опасаюсь, что Россия догадается это сделать первой - Умеров о Крыме
Автономия должна гарантировать коренным народам, у которых нет собственного государства, представительство в местных органах власти, возможность для обучения на своем языке и тому подобное. Это позволит крымским татарам сохранить свою идентичность и влиять на принятие некоторых решений, но не более. В западных странах эти права коренных народов закреплены на законодательном уровне: для индейцев в США и Канаде, для саамов в Финляндии, Норвегии и Швеции. К примеру, индейские поселения в США имеют почти такие же права, как и штаты. А Хельсинки консультируется с Саамским парламентом по всем вопросам, которые затрагивают их народ.
Во-вторых, продолжается рассмотрение иска Украины против России в Международном суде ООН относительно нарушения двух конвенций: о ликвидации всех форм расовой дискриминации и запрете финансирования терроризма. Именно по первой конвенции, которая напрямую касается несоблюдения РФ прав крымских татар, у Украины больше шансов на положительное решение. Создание крымскотатарской автономии – дополнительный аргумент в судебной и дипломатической борьбе. Таким образом Украина покажет, что, в отличие от Москвы, уважает право крымских татар на самоопределение.
Как сообщал "Обозреватель", 18 мая Украина чтит память жертв геноцида крымскотатарского народа.