Приведет ли эскалация конфликта на востоке Украины к новым санкциям ЕС в отношении России, и какими они могут быть? DW искала ответы на эти вопросы у европейских политиков и экспертов.
События двух последних недель на востоке Украины - обстрел автобуса в Волновахе, в результате которого погибли 12 человек, обстрел автобусной остановки в Донецке (убиты 13 человек) и обстрел жилых кварталов Мариуполя (30 погибших) - не могли остаться без ответа со стороны Евросоюза.
Наиболее критическую позицию традиционно заняли представители стран Балтии и восточноевропейских стран-членов ЕС. "Война против Украины продолжается - террористы обстреливают Мариуполь. Время переговоров Россия использовала для снабжения террористов. Россия выбрала изоляцию и санкции", - написал в своем блоге в Twitter министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Схожую позицию выразили еще ряд европейских политиков и высокопоставленных дипломатов, а верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини вместе с председательствующей сейчас в ЕС Латвией назначили на 29 января чрезвычайное заседание Совета министров иностранных дел, на котором планируется решить, как дальше вести дела с Россией.
От министров требуют санкций
Перед заседанием главы государств и правительств стран-членов Евросоюза распространили 27 января свое заявление, в котором выразили обеспокоенность развитием событий на востоке Украины и заявили о необходимости новых ограничительных мер в отношении Москвы. "В свете ухудшения ситуации мы просим предстоящий Совет министров иностранных дел оценить ситуацию и рассмотреть любые надлежащие действия, в частности, относительно дальнейших ограничительных мер, направленных на быструю и всестороннюю реализацию Минских соглашений", - отмечается в заявлении.
Несмотря на то, что документ был обнародован от имени всех глав государств и правительств стран-членов ЕС, администрация нового премьер-министра Греции Алексиса Ципраса вечером 27 января заявила, что с ней этот вопрос не обсуждался, тем самым авторы заявления пренебрегли "обычной процедурой". Власти Греции ранее выражали сомнения относительно некоторых формулировок, но Брюссель их проигнорировал, указали Афины. По словам Ципраса, он сообщил о своем неудовольствии в этой связи главе европейской дипломатии Федерике Могерини, а также направил жалобы в представительства стран ЕС в Афинах.
Между тем депутаты Европарламента, с которыми удалось пообщаться DW, ожидают от глав МИДов конкретных действий. Так, сопредседатель парламентского комитета ассоциации Украина-ЕС Андрей Пленкович из Хорватии отметил важность проведения министерской встречи: "Ее цель - передать еще одно четкое послание России, поскольку без ее поддержки сепаратисты не смогли бы предпринимать те действия, которые они совершают сейчас. И, во-вторых, достичь соглашения об усилении режима санкций".
Осторожный подход
Шведский депутат Европарламента Анна Мария Корацца Бильдт отметила важность единства стран-членов ЕС в принятии решения по возможному усилению ограничительных мер, хотя и призвала к осторожному подходу.
"Санкции были успешными до этого момента и должны быть продолжены, пока Россия не выполняет минские соглашения. Новые санкции следует рассматривать аккуратно, чтобы нанести удар по российскому правительству, но минимизировать негативное влияние на российский народ", - отметила депутат.
Польский депутат из группы консерваторов и реформистов Европарламента Ричард Чарнецкий убежден, что новые ограничительные меры необходимы хотя бы потому, что минские соглашения постоянно нарушаются, а переговоры в называемом "нормандском" формате результатов не дали. "Нам нужно показать России, что мы серьезны, и одобрить новый пакет санкций. Например, отключить Россию от системы SWIFT", - предложил Чернецкий.
Европа опасается большой войны
Однако Стивен Блокманс, эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований, хоть и надеется на принятие новых ограничительных мер, все же сомневается в том, что это произойдет: "Реалистично ли ожидать, что страны-члены ЕС достигнут единодушия с целью усиления уже действующих санкций - это совершенно другой вопрос. Мы видим разные позиции стран-членов".
Его точку зрения разделяет и руководитель российских программ Финского института международных отношений (FIIA) Аркадий Мошес: "Вероятность введения новых санкций существует, однако считать ее очень высокой я пока бы не стал".
По словам Мошеса, есть более чем достаточно причин, которые могут повлиять на позицию европейских политиков и дипломатов. Среди них - экономический и идеологический лоббизм, из-за которого ряд ультраправых и ультралевых европейских партий принципиально поддерживают позицию России.
"Кроме того, есть еще один фактор, который в открытой дискуссии заметен меньше, но нельзя сказать, что его не существует совсем. В Европе присутствует опасение большой войны. Есть достаточное количество экспертов, которые говорят, что дальнейшее экономическое давление на Россию может спровоцировать открытый военный ответ с ее стороны", - объяснил Мошес, добавив, что такого развития событий никто не хочет.