Месяц "перемог": почему май оказался "белой полосой" Украины

Рукопожатие

Май по праву можно назвать месяцем "перемог" Украины. Большинство из них были ожидаемыми, хотя и выстраданными, а некоторые стали отчасти сюрпризом, безусловно, приятным. Одни достались ценой ожесточенной дипломатической и юридической борьбы, другие – практически не зависели от действий Украины.

По отдельности майские победы не стоит уж слишком переоценивать, но в сумме достижения последнего месяца значительно укрепили внешнеполитические позиции Киева. "Обозреватель" разобрался, почему последние недели оказались, пожалуй, самыми успешными для украинцев за долгое время.

"Безвиз"

17 мая в Страсбурге состоялось торжественное подписание соглашения о безвизовом режиме Украины с Европейским Союзом. Долгие месяцы Киев находился в заложниках внутриевропейской дискуссии, усиления популистских сил, неопределенности накануне выборов в ключевых странах Старого мира. В итоге "безвиз" привязали к вступлению в силу механизма его приостановки, который разрабатывали более полугода.

Читайте: Правила безвиза: названы условия отказа в пересечении границы с ЕС

Франция, по словам представителей Администрации президента Украины, была главной страной, тормозящей визовую либерализацию. Это не удивительно, ведь Париж стоял на пороге политических пертурбаций, и был серьезный риск прихода к власти ультраправого евроскептика Марин Ле Пен. Впрочем, к весне механизм приостановки утвердили, а результаты французских соцопросов стали радовать Брюссель. Дальше – 7 кругов ада европейской бюрократии и долгожданная точка в многомесячной эпопее.

Макрон 

Избрание президентом Эммануэля Макрона, конечно, в первую очередь победа проевропейской Франции. Украина, в отличие от России, не располагала рычагами воздействия на избирательную кампанию и не была центральной темой риторики кандидатов. Но исход политической битвы имел для Киева первоочередное значение.

Читайте: Макрон – миротворец: поможет ли "свежая кровь" в переговорах по Донбассу

Из четырех лидеров гонки трое в большей или меньшей степени заигрывали с Россией. Макрон – единственный кандидат, который занял жесткую позицию по отношению к агрессии Москвы. Было бы сложно представить будущее "нормандского" формата и евроинтеграции Украины при президенте Марин Ле Пен, которая одобряет аннексию Крыма и призывает к снятию санкций, или при Франсуа Фийоне, который называет политику ЕС по отношению к Москве глупой, а полуостров – "исторической территорией РФ".

Поэтому избрание Макрона – если не победа, то уж точно большая удача Украины. За три недели после инаугурации политик уже успел заявить об активизации "нормандского" формата и о готовности усилить санкции против России.

Ассоциация с ЕС 

Многомесячная эпопея вокруг Соглашения об ассоциации Украина-ЕС завершилась в предпоследний день весны – Сенат Нидерландов поддержал ратификацию. В апреле прошлого года евроскептики одержали победу, и на референдуме голландцы не поддержали ассоциацию с Киевом. После этого будущее соглашения зависло в воздухе. Премьер-министр Марк Рютте выступал в поддержку Украины, но накануне парламентских выборов не хотел рисковать и дарить дополнительные очки оппонентам.

Читайте: "Заживем по-европейски": историческое решение по ассоциации Украина-ЕС взорвало соцсети

На этом направлении самым тяжелым периодом для украинской дипломатии была осень. В сентябре Рютте сказал, что Нидерланды, скорее всего, не пойдут на ратификацию. В АП Порошенко off the records рассказывают, что шансы Киева на успех тогда казались призрачными. Но украинская дипломатия смогла мобилизовать усилия. По нашей информации, в ход шли даже личные контакты с членами Сената Нидерландов. В итоге стороны все же достигли компромисса. Были согласованы символические уступки Нидерландам, которые никоим образом не изменили текст Соглашения об ассоциации.

Последним испытанием стали мартовские выборы. На них одержала победу партия Рютте. В Сенате сформировалось большинство в поддержку ратификации, и риск провала решения по Украине стал минимальным.

"Нафтогаз" VS "Газпром" 

Если ранее шла речь об успехах на дипломатическом фронте, вечером 31 мая стало известно о важнейшей экономической победе Украины. Стокгольмский арбитраж вынес решение по первому иску НАК "Нафтогаз України" против "Газпрома". Суд одобрил пересмотр цены на рыночных условиях и отклонил требование российского монополиста "бери или плати".

Читайте: Из области фантастики: Фурса оценил победу "Нафтогаза" над "Газпромом" в арбитраже

Судя по растерянной реакции Москвы, решение оказалось для нее холодным душем. Да и украинское руководство до часа X делало очень сдержанные прогнозы. Теперь же первые лица государства не скупятся на красочные фразы. К примеру, министр иностранных дел Павел Климкин назвал выводы арбитража "победой над энергетической агрессией" России. И если абстрагироваться от пафоса, так и есть.

Как сообщал "Обозреватель", президент Петр Порошенко прокомментировал решение арбитража.