УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Слава Рабинович
Слава Рабинович
Российский финансист и блогер

Блог | Россию ждут иски на десятки триллионов долларов

Россию ждут иски на десятки триллионов долларов

России грозят ещё два фактора, которые могут негативно повлиять на данные ранее сценарии по трудностям в российской экономике (кроме санкций, угрозы новых санкций, риска для банков и инвесторов самим попасть под санкции и штрафы, и общей "токсичности"). Возможная материализация дополнительных ниже приведенных факторов риска может ускорить временной процесс "схлопывания" экономики в два-три раза.

Дополнительные факторы риска – это (1) возможные аресты государственных активов России за рубежом, и (2) возможные аресты активов российских олигархов и чиновников за рубежом, из числа тех, кто ещё не попал под санкции.

Уменьшения фактора риска (1) можно добиться путём переговорного процесса и мировых соглашений до вынесения судебных решений по искам (о них ниже), а уменьшения фактора риска (2) можно добиться деэскалацией геополитической ситуации, т.е. процессом, прямо противоположным тому, что происходит на сегодняшний день.

Возможные аресты государственных активов России за рубежом

Россия как государство уже столкнулась с вынесенным решением Гаагского суда о присуждении GML 50 миллиардов долларов компенсации по делу Юкоса.

Какие ещё суммы могут быть предъявлены к рассмотрению международными судами, кем, и за что?

1. 50 миллиардов долларов США GML за Юкос.

2. Сотни миллиардов долларов США Украине за "временную оккупацию Крыма" (иски уже готовятся).

3. Сотни миллиардов долларов США Украине за "агрессию и развязывание войны на востоке Украины; подготовку, переброску и формирование террористических групп; их снабжение, поддержку и вооружение; диверсионную деятельность отрядов ГРУ и спецназа РФ на территории Украины".

4. Десятки миллиардов долларов США семьям погибших на Боинге, авиакомпании, и множеству агентств и служб, в качестве штрафов и компенсаций.

Всё написанное выше никоим образом не означает моих собственных взглядов на события и их трактовку. Я лишь беспристрастно перечисляю риски возникновения исков, на общие суммы, близкие к одному триллиону долларов США, и их формулировки.

Эти иски могут быть поданы и рассмотрены в Гааге и других юрисдикциях в течение следующих двух-трёх лет.

Вся российская государственная собственность, находящаяся за границей, не подлежащая суверенному иммунитету (т.е. здания посольств и консульств, например, нельзя арестовать), и имеющая какую-либо "коммерческую составляющую", может стать объектом наложения ареста.

Например, могут быть арестованы заграничные активы ВЭБ-а. Другой пример – того, что вряд ли может быть арестовано – это воздушные суда "Аэрофлота". Хотя "Аэрофлот" является "государственной компанией", это всё же компания с только лишь мажоритарным участием государства, и у "Аэрофлота" есть частные миноритарные акционеры. Поэтому здесь риски ареста активов невелики. Если бы 100% акций "Аэрофлота" находились у государства, то тогда компания могла бы подвергнуться аресту, и её самолёты не смогли бы взлететь из многих стран мира.

По этой же причине такие компании, как "Газпром", "Роснефть", ВТБ, Сбербанк и т.д. вряд ли несут существенные риски ареста активов из-за претензий по искам. Но список компаний со 100%-ным государственным участием велик. Кроме многих других таких компаний, в эту категорию в качестве примера входят и разные коммерческие проекты ГлавУпДК при МИД России (загородный отель и яхт-клуб в Завидово – яркий пример таких проектов, в данном случае – в России; я уверен, что такие проекты есть и за пределами России). Все эти компании и организации находятся под риском ареста их заграничных активов. Широкомасштабные аресты могут полностью или почти полностью парализовать работу этих компаний и организаций, включая фактор полного хаоса.

Более того, такие аресты могут вызвать ответные меры РФ, и может начаться "война арестов активов", которая, в свою очередь, поставит весь мир на порог большой войны.

Возможные аресты активов российских бизнесменов и чиновников за рубежом, из числа тех, кто ещё не попал под санкции

До недавнего времени многие российские бизнесмены и их активы являлись табу, с точки зрения санкций, для Лондонского или Нью-Йоркского истеблишмента. Статус крупных инвесторов на тех рынках, плюс принципы защиты частной собственности, как бы висели над ними надёжным зонтиком, до недавнего времени. Запад дал явно понять, что он приветствует у себя "русские деньги не из ближайшего окружения Путина", но, оказывая давление на Путина, не приветствует "русские деньги из ближайшего окружения Путина". Вторая категория явилась только лишь подкатегорией более широкого круга лиц, которых в банковской сфере принято называть "Пепами", т.е. "PEP", т.е. "Politically Exposed Person". Если признан "Пепом" – то всё, на Западе невозможно открыть даже самого элементарного банковского счёта. Таким людям, как правило, приходится действовать через подставных лиц, когда это возможно. Этот механизм, как минимум, несёт риски сохранности активов.

До последних событий многие люди, из тех, кто уже попал под санкции, раньше не были классифицированы как "Пепы". Они "стали" таковыми не новой классификацией самих банков, а просто благодаря лёгкому росчерку пера Минфина США, офиса под чудесным названием "OFAC", и финансовыми властями других стран. После объявления санкционных списков эти люди классифицируются банками и как "санкционированные", и как "Пепы".

Что же может произойти со многими другими людьми, которые не являются членами "ближайшего окружения Путина"?

По моему мнению, все предыдущие санкции, включая последний "раунд" санкций – это, если так можно выразиться, тактическое оружие Запада. Это так, для запуска процесса. Чтобы посмотреть, насколько широко расползётся эффект санкций, и каковы будут следующие действия Кремля. "Стратегическое оружие" Запада тоже имеется. Я почти что убеждён в этом.

Дело в том, что, возможно, все текущие дела у таких российских бизнесменов на Западе налажены замечательно и "кошерно". И большая часть таких бизнесменов вообще всегда были замечательными и "кошерными". Но какая-то часть – нет. И в своём большинстве чиновники не могли быть замечательными и "кошерными", если только не были успешными бизнесменами до и после их государственной службы, легко объясняя свои источники большого капитала таким образом.

Вы спросите – для Запада они были "белыми и пушистыми" всё это время, а теперь, вдруг, стали не такими? Ответ прост. Запад прагматичен, в меру циничен, в меру хитёр и в меру лицемерен. И Запад знает, что можно и чего нельзя, и что всему есть своё время. Запад также имеет какие-либо границы, которые нельзя пересекать другим, и, вне зависимости от прагматичности, циничности, хитрости и лицемерия, не даст переступить эти границы кому-либо – (1) из-за моральных принципов, и (2) из-за ответственности перед своими избирателями, налогоплательщиками, народами.

Я уверен, что лучшие умы финансовых разведок мира (не только США) имеют такой компромат практически на всех российских бизнесменов и чиновников на Западе, что ФСБ, ГРУ и подобным организациям может только сниться. Не потому, что ФСБ, ГРУ и т.д. плохо работают, а просто потому, что у ФСБ, например, не будет такого лёгкого доступа к информации по частным счетам клиентов банка Credit Suisse, потому что это не юрисдикция ФСБ. Но это может быть юрисдикцией, например, ФБР или ЦРУ, потому что Credit Suisse имеет отделения в США, ведёт там операционную деятельность и осуществляет транзакции в национальной валюте США. Это может быть и юрисдикцией Минфина США, и офиса OFAC, и даже прокуратуры по южному округу штата Нью-Йорк, например.

По многим причинам, такая информация может "лежать под сукном" годами. А потом её могут "вдруг" вынуть, сославшись на "завершение доследования". По образу и подобию ареста г-на Фирташа в Вене, например. Посмотрите, ради интереса, обоснование того, почему это делалось именно "тогда". Ведь комар носа не подточет, всё "кошерненько" с точки зрения финансовых властей – какой-то там предлог, из середины 2000-х, "шло доследование", наконец закончилось... А тайминг ареста, между тем, шит белыми нитками – настолько чётко это произошло внутри определённого временного отрезка, когда это "должно" было произойти...

Так вот, теперь каждый российский международный бизнесмен или чиновник, имеющий дела на Западе, находится под риском. Причём под риском существенным, явным и – в случае материализации – возможно, необратимым.

Это – стратегическое оружие Запада. Потому что в случае применения может парализовать не только ближайшее окружение Путина", но и добрую половину российского делового истеблишмента, не имеющего никакого отношения к Путину на поверхности.

Это тот ящик Пандоры, который не надо открывать никому из игроков – ни Кремлю, ни бизнесменам, ни чиновникам. Ибо Борис Абрамович Березовский и подобные ему люди не зря получали британское (в том числе) гражданство так легко и свободно. Правительства Великобритании, США и многих других стран имеют огромное досье, составленное при помощи таких людей, как БАБ, на всё, что происходило в России и за её пределами с середины 90-х годов. И уж тем более с самого начала 2000. На основании такой информации огромное количество российских бизнесменов, которые ещё свободно и гордо гуляют по улицам Мэйфейр и Майами, не сегодня-завтра могут быть обвинены в финансовых преступлениях, включая нарушения "Закона о коррупции за рубежом", "противоотмывочных" законов США и т.д. Чиновники – ещё под большим риском. И, конечно же, все они могут попасть под санкции. То есть у них есть риски санкций, и риски с обвинениями в финансовых преступлениях – весь "букет" того, что может быть вообще в такой ситуации.

И это является стратегическим оружием Запада. Его применение может парализовать российскую элиту и всю российскую экономику за один день, в веерном эффекте перекрёстного заражения и страха.

Возвращаясь к вопросам исков, уменьшения экспозиции можно добиться переговорным процессом и мировыми соглашениями. Для переговоров и мировых соглашений необходимы условия. Главные условия – деэскалация в восточной Украине, политический диалог с Западом, международная конференция по Крыму и полное сотрудничество по расследованию катастрофы с "Боингом".

Возвращаясь к вопросам рисков бизнесменов и чиновников "не из ближнего окружения Путина", уменьшения рисков можно добиться теми же самыми методами.

Как ни крути, решение этих проблем лежит в руках Кремля. Если Запад прагматичен, циничен, хитёр и лицемерен, то Кремлю нужно принять ту же игру, и не заигрываясь в неё слишком грубо, отказаться от методов слона в посудной лавке. Иначе не только себе дороже, но и всем выйдет неслабо.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...