Еврокомиссар: ЕС хочет как можно скорее продолжить поддержку Молдавии
Во время визита в Кишинев еврокомиссар по вопросам внешней торговли рассказала в интервью DW, как Брюссель оценивает ситуацию в Молдавии, где с сентября продолжаются массовые протесты.
В Молдавии уже второй месяц не утихают массовые протесты. Демонстранты требуют отставки правительства, проведения досрочных выборов, а также возврата в страну миллиарда долларов, исчезнувшего из трех банков, находящихся под контролем близких к правящей Либерально-демократической партии (ЛДПМ) людей. В середине октября был лишен депутатского иммунитета лидер ЛДПМ Влад Филат, которого затем арестовали на 30 суток. Из-за обвинений в коррупции ему грозит до 15 лет тюрьмы и крупный штраф.
Еврокомиссар по вопросам внешней торговли Сесилия Мальмстрём посетила Кишинев 23 октября и рассказала корреспонденту DW, как Евросоюз оценивает отношения с Молдавией, а также в целом ситуацию в стране, чье правительство продолжает стремиться к сближению с ним.
DW: В июне 2014 года Молдавия подписала с ЕС Соглашение об ассоциации и свободной торговле и тем самым взяла на себя ряд серьезных обязательств - прежде всего, это касается проведения демократических реформ институтов. В каком объеме Кишинев выполнил взятые обязательства, и что ему еще предстоит сделать?
- Молдавские власти провели много очень важных реформ. И в течение первого года (после подписания соглашения - Ред.) мы наблюдали увеличение товарооборота между ЕС и Молдавией. Однако еще остались невыполненные реформы, над проведением которых, как я знаю, Кишинев работает. Речь идет, в частности, о техническом уровне: молдавские ведомства, отвечающие за контроль качества продуктов питания, должны удостовериться, что стандарты фруктов, овощей, яиц соответствуют европейским, что позволит Молдавии экспортировать эти продукты.
Необходимы также реформы в банковском и энергетическом секторах, усиление системы судебной защиты. Молдавия находится на пути к этому. Кроме того, я считаю, что для создания атмосферы доверия и инвестиционного климата в стране очень важно, чтобы правительство действительно приняло все меры для прозрачности расследования банковского скандала.
- Как раз об этом - мой следующий вопрос. В ноябре 2014 года стало известно, что из банковской системы Молдавии - из трех молдавских банков - был выведен в оффшоры миллиард долларов, что равно примерно 15 процентам ВВП страны. Те, кто виновен в этом, до сих пор не были привлечены к ответственности. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Мне известны детали этого скандала, читала о нем в газетах. Я считаю себя другом Молдавии, и было обидно, что в мире распространяется такая информация об этой стране - ведь есть много других, позитивных вещей, которые можно рассказать о ней. Поэтому ЕС призывает к тому, чтобы виновные в банковском скандале были привлечены к ответственности и наказаны. Кроме того, необходимо сделать все возможное для того, чтобы вернуть деньги.
- Насколько вы уверены, что средства, которые ЕС предоставил Молдавии в рамках финансовой поддержки, не будут украдены, как это произошло в случае скандала с миллиардом долларов?
- Финансовая помощь ЕС была выделена Кишиневу, конечно, на определенных условиях, для реализации определенных проектов. И мы могли наблюдать, что большая часть этих средств использовалась по назначению: на поддержку инфраструктуры, малых и средних предприятий, сельского хозяйства, водоснабжения, на реализацию реформ. Конечно, молдавские власти несут ответственность и должны отчитываться за расход получаемых от ЕС денег. Но на настоящий момент у нас нет никаких свидетельств того, что предоставляемая нами финансовая помощь была потрачена не по назначению.
- Насколько хорошо ЕС проинформирован о том, что сейчас происходит в Молдавии? И может ли Европа оказать давление на молдавское правительство с тем, чтобы оно не сбилось с пути реформ?
- Мы следим за тем, что происходит в Молдавии через СМИ, кроме того, в страну приезжают делегации ЕС, поддерживаются тесные контакты. Поэтому я думаю, что у ЕС есть хорошее представление о том, что происходит в Молдавии.
Молдаване должны, конечно, сами решить, в каком направлении следует идти их стране. Они делают свой выбор, голосуя за народных представителей. Вместе с тем Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли будет сохранять силу, это долгосрочные обязательство, и ЕС надеется, что оно принесет пользу молдаванам.
- После того, как Международный валютный фонд (МВФ) и - вслед за ним - ЕС приостановили финансовую поддержку Молдавии, Румыния предоставила Кишиневу кредит в размере 150 миллионов евро. Есть предположения, что теперь Бухарест может столкнуться с проблемами, ведь МВФ ранее отметил высокий уровень коррупции в Молдавии и призвал к изменению ситуации.
- МВФ поставил условия для возобновления финансовой поддержки Кишинева, и я понимаю ситуацию так, что фонд ведет интенсивный диалог с молдавским правительством, обсуждая новую программу. Это важно для ЕС, потому что Брюссель хочет как можно скорее продолжить поддержку Молдавии на определенных условиях. Одним из этих условий является достижение соглашения между Кишиневом и МВФ.
Румыния дала Молдавии кредит, и я понимаю, что это билатеральное соглашение между двумя соседями, заключенное также на определенных условиях. МВФ, в свою очередь, требует от молдавского правительства принятия новых мер по борьбе с коррупцией и укреплению принципов правового государства. Это также имеет большое значение для ЕС и для самих жителей Молдавии.