Саммит G7: приглашать президента Путина или нет?
В преддверии саммита G7, который пройдет 7-8 июня, ряд политиков ФРГ выступили с предложением пригласить на встречу Владимира Путина. Как оценивают идею немецкие политологи?
Бывший канцлер ФРГ 96-летний Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) считает, что без участия президента РФ Владимира Путина говорить о конфликте на Украине на саммите G7 не имеет смысла. Он уверен, что Путин принял бы приглашение, будь оно сделано "в должной форме".
Пригласить президента Путина предлагает и председатель "Германо-российского форума" Маттиас Платцек (Matthias Platzeck), и глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес (Eckhard Cordes). "Всегда лучше говорить друг с другом, чем обсуждать друг друга", - подчеркивает Экхард Кордес.
Но если приглашать президента РФ Владимира Путина, то не требует ли справедливость того, чтобы приглашение было направлено и президенту Украины Петру Порошенко? Подходит ли вообще формат встречи для таких приглашений?
"Такие встречи надо готовить заранее"
Профессор Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) - член "Германо-российского форума". Он полностью разделяет добрые намерения, которые стоят за призывами пригласить Владимира Путина на встречу "большой семерки" в Германии. Но, будучи экспертом по российской политике, профессор Шнайдер напоминает, что в G7 входят страны, разделяющие общие ценности как в области политики, так и экономики. А Россию в свое время приняли в этот клуб в надежде, что она тоже приблизится к этим ценностям.
"7 индустриальных стран после аннексии Крыма приняли решение временно исключить Россию из этого клуба. Это одна позиция. С другой стороны, если мы хотим сдвинуть ситуацию на Украине с мертвой точки, надо разговаривать с Россией. Понятно, что некоторые представители общественности и деловых кругов предлагают вернуть Россию в состав и вернуться к формату G8", - говорит профессор Шнайдер.
Но проблема только в том, считает профессор, что Россия ни на шаг не сдвинулась со своей позиции. Напротив, она теперь намерена разместить в Крыму ракеты с ядерными боеголовками. "Если думать о приеме России в клуб, то дипломатический опыт показывает, что все обстоятельства надо сначала неофициально обговорить с РФ, прозондировать, готова ли Москва сделать шаг навстречу. Пока таких указаний нет, пока Кремль упорствует в своей позиции, я считаю ошибкой говорить о возвращении России в клуб G8. Ну, обменяются стороны мнениями, в очередной раз констатируют, что полностью в них расходятся, где тут положительный момент?", - спрашивает профессор Шнайдер.
"Россия ломает европейский мирный порядок"
Штефан Майстер (Stefan Meister) - руководитель программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики (DGAP). Он считает, что приглашать Владимира Путина на саммит "большой семерки" - бессмысленно, а те, кто это предлагает, до сих пор не поняли, какая глубокая пропасть пролегла между Россией и Западом. "Большая семерка" - это возможность для стран Запада обговорить общую тактику и стратегию, улучшить отношения с США, укрепить единство Евросоюза. А для переговоров об Украине есть так называемый "нормандский формат", есть "минские соглашения", указывает Штефан Майстер.
Кроме того, саммит G20 в Австралии продемонстрировал, что пока переговоры с президентом Путиным не обещают результатов, а только углубляют расхождения во взглядах, усиливают изоляцию России, что видно даже в телерепортажах со встречи. Но, подчеркивает Штефан Майстер, главная проблема в том, что многие на Западе все еще не поняли: "речь не только о Крыме, не только о востоке Украины, а о том, что Россия пытается сломать весь мирный порядок в Европе".
"Умиротворение" было бы фатальной ошибкой
Где же выход из кризиса? Председатель "Германо-российского форума" Маттиас Платцек в конце прошлого года уже выступал с предложением, "как-то урегулировать аннексию Крыма в международно-правовом отношении". Под огнем критики он, правда, тут же пошел на попятную. Одна из возможностей такого урегулирования - статья 73 конституции Украины, где сказано: исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. "Но почему более половины украинцев должны проголосовать за утрату Крыма?", - спрашивает профессор Шнайдер.
Еще резче отвергает эту идею Штефан Майстер. Он считает, что любые попытки задним числом "узаконить" аннексию Крыма были бы "фатальным сигналом, приглашением для Путина нападать на другие постсоветские республики и захватывать те территории, где проживает русскоязычное население. "Умиротворение" - это не та политика, которая заставит Путина пойти на компромиссы", -подчеркивает Штефан Майстер. А "большая семерка" - это, по его мнению, возможность для стран Запада вспомнить об общих интересах, подумать о том, как лучше стабилизировать ситуацию в странах между Евросоюзом и Россией, как противостоять влиянию Москвы.