Тарас Чорновил о самоубийствах "регионалов": это еще не конец
Как показывают последние события, сегодня членство в Партии регионов стало опасным для жизни. Всего за две недели покончили жизнь самоубийством три известных "регионала". 28 февраля - экс-народный депутат от Партии регионов Михаил Чечетов, 9 марта – экс-"регионал" Станислав Мельник, 12 марта – экс-губернатор Запорожской области, бывший глава областной организации ПР Александр Пеклушенко. Несмотря на очевидные признаки самоубийства, по всем трем делам открыто производство по статье "умышленное убийство". Впрочем, правоохранители говорят, что "так положено".
Можно ли говорить о доведении до самоубийства? Почему "регионалы" оказались в зоне риска? Какой может быть судьба одного из лидеров ПР – Виктора Януковича? Каков шанс на то, что громкие политические убийства (Вячеслава Чорновола, Георгия Гонгадзе, Георгия Кирпы и Юрия Кравченко) будут доведены до логического завершения? На эти вопросы "Обозревателя" ответил депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов, бывший член Партии регионов, политический эксперт Тарас Чорновил.
Как Михаила Чечетова довели до самоубийства
"Известно, что у Чечетова были хорошие отношения с супругой, хорошая семья, он страшно любил свою внучку. Предположить, что кто-то, когда жена в доме, заходит в квартиру, проходит мимо нее, крадется, подходит к Чечетову и без лишних слов выбрасывает его в окно – сложно. Такое могли сделать только спецслужбы. Украинские на это не тянут. А допускать, что российские спецслужбы специально ехали убивать Чечетова в ситуации, когда он уже ни на что не влияет… Это выглядит немного смешно.
В данном случае наиболее вероятным был факт доведения до самоубийства. Думаю, можно говорить о тех, кто мог иметь мотивы, и тех, кто мог иметь возможность давить на него. Чечетов в принципе не был склонен к самоубийству, но каких-то предохранителей, которые не могли бы допустить его до этого, тоже не было. Для человека, который не имел никакого отношения к религии, очевидно, такого стопора не было.
Логика таких людей для нас кажется немного странной, но Чечетов считал, что он работал на украинское государство. Когда он провел нечестную приватизацию, он объяснил мне это так: "Я сделал очень хорошо, потому что не отдал каким-то иностранцам эти предприятия. Украине нужен надежный инвестор, который будет эффективным собственником". Чечетов понимал, что новая власть не нуждается в его участии на таких должностях. Но для него дать свидетельские показания в отношении преступных действий предыдущей власти он считал нормальным.
И вот представьте себе психологию человека: он знал, что у него проблем нет. Он не был в депрессии, когда его арестовывали. Он договорился, что он даст показания, а затем, как очень ценный свидетель, он будет отпущен. Это называется "свет в конце тоннеля". Но в один прекрасный момент свет в конце тоннеля превратился в огни приближающегося поезда. Чечетова выкупают из тюрьмы за 5 миллионов, и после этого, вероятно, происходит вариант прессинга.
Я думаю, что разговоры с Чечетовым сначала шли на темы морали, а когда он, наверное, не согласился, от морали перешли к угрозам. Какие угрозы могли сработать в случае Чечетова? Наверное, угрожать ему лично было не совсем эффективно. Но ему могли сказать в телефон: "Мы сейчас видим твою внучку, под дверью стоят две наших машины. У тебя есть выбор: ты можешь либо подписаться кровью, что не дашь показаний, либо выброситься из окна или застрелиться, либо ты ее уже никогда не увидишь". Я думаю, после этого звонка у него не оставалось другого выхода.
Ему могли позвонить на телефон, которого его родные не знали. Скорее всего, этот телефон Чечетову дали в руки и сказали, что на него перезвонят. Именно по этому незафиксированному телефону могли прозвучать угрозы.
Поскольку выкуп давали люди Новинского, я предполагаю, что звонок с такими угрозами мог звучать из Москвы от людей, связанных с Януковичем. Потому что Чечетов мог дать показания не только по приватизации, а очень много показаний по тому, как принимались решения в Партии регионов".
Наследники Януковича своих сдают
"Сейчас Партия регионов рассеяна. Часть ПР присутствует непосредственно в "Оппозиционном блоке" и уже смотрит искоса на своих хозяев. Ахметовская часть сейчас больше занята бизнесом и думает о следующих местных выборах. Еще часть понимает, что их бросили. Они не знают, чем им заняться. Они видят, как это регулярно заканчивается либо выстрелами, либо прыжками в окно, потому что другого варианта они для себя не видят.
Эта часть ПР не просто в зоне риска – он в зоне отчуждения. Я думаю, у них могут быть серьезные проблемы. Кого-то посадят. Кого-то, чтобы не давал лишних показаний, может, и уберут в какой-то момент. Кого-то подтолкнут к самоубийству или он сам на него пойдет.
Давайте вспомним: тремя самоубийствами не ограничилось. Мелитопольский мэр и начальник милиции – это тоже показательно. Я думаю, таких случаев будет намного больше. Они чувствуют, что сегодня они никому не нужны. Про Януковича когда-то говорили: "Пацан своих не сдает". А наследники Януковича своих сдают".
Экс-президенту не суждено вернуться в Украину в здравом уме
"При живом и полновластном Путине в Госдуме члены "Единой России" и ЛДПР неоднократно заявляли о том, что Пшонку, Захарченко и даже Януковича надо отдать Украине. То есть было предложение списать их. Я думаю, эти люди не имеют большой свободы передвижения в России. Возможно, им дали применить часть своих финансовых ресурсов и жить не под арестом, а более или менее комфортно в особняках. Но это чем-то напоминает вариант домашнего ареста. В любой момент их просто могут передать. Убежать они не смогут.
Вариант самоубийства Януковича в России ожидать трудно. Очевидно, он невыгоден Путину, потому что в какой-то момент, когда ему придется здесь садиться в тюрьму, он может рассказать обо все, что произошло во времена Майдана. А произошла очень странная вещь. Были две большие разнополюсные группы. Был Виктор Янукович и лидеры трех политических партий – Кличко, Тягнибок, Яценюк, - которые очень хотели, чтобы Майдан маргинализовался и спокойно разошелся, которые хотели договориться между собой. С определенного момента Янукович тоже хотел с этими тремя договориться. Была и другая группа – ультрарадикальная, которая фактически спасла Майдан, которая привела к падению Януковича.
Но была еще одна группа, которая начала это делать раньше. Очевидно, давили на Сивковича, личного друга Путина, с тем, чтобы радикализовать Майдан каждый раз, когда он уже рассыпался. Вспомните: 1 декабря 2013 года Майдан должен был умереть. Должен был состояться митинг под партийными флагами, который бы окончательно дискредитировал идею Майдана. Что произошло? Жестокое избиение. Кто за ним стоит? Личный друг и бывший командир Путина Сивкович.
Так вот, наши ультрарадикалы и российские спецслужбы делали все для того, чтобы Майдан не разошелся и максимально радикализировался.
Я думаю, Янукович, который противостоял этой логике событий и очень хотел, чтобы Майдан таки разошелся, не смог противодействовать российским спецслужбам – прежде всего, из-за собственной слабости, во-вторых, из-за своей зависимости от них.
Но Янукович может рассказать обо всем. Поэтому передача Януковича в Украину может быть разве что как инвалида, который перенес искусственно организованный инсульт и потерю памяти. Это, наверное, единственный вариант. Для таких людей как Янукович возвращение в Украину при полном сознании маловероятно.
А для других? Чем России может быть вреден Пшонка, Захарченко или еще кто-то, если они будут давать показания в Украине? Я думаю, их возвращение в Украину рано или поздно может произойти, особенно если падет режим Путина и на его смену придет ничем не лучший, но другой режим".
Политические убийства: новый генпрокурор знает, как получить результат
"Пока что у нас нет новой прокуратуры, у нас нет новой судебной ветви власти. Все то, что в свое время было создано Кучмой, законсервировано Ющенко и доведено до особой подлости Януковичем, сегодня есть. Поменялась только верхушка.
Я очень критически отношусь к Яреме, но у него было желание что-то изменить. Он получил жесткое указание от Порошенко максимально расследовать эти дела и выдать результат. Он не смог дать результат, хотя и очень старался. Не смог дать, потому что он не знал, как преодолеть саботаж, который был внутри Генпрокуратуры. Представьте: каждый мелкий прокурор, каждый следователь прокуратуры, даже водители, которые возили конкретных прокуроров – все они жили в той системе, которая существовала с 1990-х годов. Они были бы готовы переключиться на поддержку новой власти при одном условии: что новая власть будет жить стопроцентно по старым правилам.
Ярема не мог преодолеть этой саботажной системы. Каждый день они давали ему отчет по отдельным делам, где объясняли, почему невозможно что-то расследовать. Единственный способ был увольнять за саботаж, но Ярема не был готов к этому. А Шокин готов. Он хорошо знает, чьи пальцы, в каких дверных проемах надо зажимать, чтобы был соответствующий результат.
На сегодняшний день вопрос о том, будет или нет результат, сводится к абсолютно объективному фактору: есть ли материалы, есть ли живые люди, которые еще могут дать показания. Я имею в виду убийство моего отца".
Убийство Немцова - это "визитка Путина"
"Как-то в России запустили тезис о "визитке Яроша". Это выглядит смешно, примитивно, но это уровень мышления российского истеблишмента. То, что произошло под Кремлем – это "визитка Путина". Это подпись: "Это я убил его, чтобы вы это знали, чтобы боялись. Да, сегодня я не возьму на себя это убийство, повешаю на других. Но это я его убил. Вы все должны это понимать". "Пацан хотел показать, что он может кого угодно зарезать".
"Думаю, до осени Путин будет готов взять на себя убийство Немцова. Прозвучит примерно такое заявление: "Американцы готовили покушение на мир и покой в России. Ликвидацией одного из американских наемников Немцова нам удалось избежать кровопролития". "Путин год отказывался и говорил, что они не вводили туда войск, а вошли, только когда произошел референдум. А сейчас он признал, что это все они готовили".
Полную версию видеозаписи пресс-конференции смотрите здесь.