Алексей Арестович: шанс на поражение Украины военным путем утерян
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Накануне Дня Победы в пресс-центре "Обозревателя" побывал военный эксперт, психолог Алексей Арестович. За один час эфирного времени он успел прокомментировать сегодняшнее состояние конфликта на Донбассе, спрогнозировать его развитие, оценить эффективность минского формата урегулирования ситуации, предугадать действия российского руководства. Кроме того, эксперт уделил внимание вещам более глобальным, а именно – исторической роли, которую сегодня играют Россия и Украина на карте современного мира.
Предлагаем избранные фрагменты. Полную версию видеозаписи пресс-конференции с ответами на вопросы читателей смотрите здесь.
Почему России не нужна большая война с Украиной
"Зачем России большая война с Украиной? Чего она этим добьется? Представим себе, что российские войска захватили Киев и всю левобережную Украину. И что дальше? Четвертый этап санкций или четыре "плюс", стремительное падение российской экономики, партизанская война здесь, на территории с половину европейской части России. И люди, которые стреляют в спину всем тем, кто эту территорию оккупирует. Регулярно будут стрелять и убивать.
Россия год пыталась решить эту проблему военным путем, и она убедилась, что это невозможно. Шанс на поражение Украины военным путем утерян, по крайней мере, на обозримые 20-30 лет. Военное решение конфликта со стороны России невозможно, поэтому не будет никакого большого наступления.
Они считают, считают неплохо, у них сидят целые аналитические группы. И на этом основании довольно рационально принимаются решения. Другое дело, что пружина, которая все движет, иррациональна. Она пытается закрепиться здесь и сказать: "Это наша земля, наш Владимир Великий крестил, мы от Киевской Руси…" Тем не менее, эту внутреннюю пружину они обслуживают рационально".
Путин научился проглатывать обиду, терпеть и мстить
"Как бы ни был обижен Путин, он достаточно трезвый человек, чтобы понимать, что игра идет в долгую. Если он будет делать резкие телодвижения, то он раскачает лодку, и может выпасть сам посреди дороги.
Он научился проглатывать обиду. Это человек, который двадцать лет назад носил чемодан с деньгами за мэром Ленинграда и был на побегушках, а перед этим в ГДР устраивал пьянки приезжавшим партийным и кагэбэшным делегациям. Он умеет проглатывать обиду, он умеет долго терпеть, он умеет тщательно рассчитывать, а потом мстить. Это не тот человек, который будет действовать в порыве – разве что сильно постарел".
Минские переговоры – дворовая разводка
"Самый главный признак приближающегося наступления той стороны – это очередной раунд минский переговоров. Потому что надо втянуть руководство Украины и то население Украины, которое верит в это, в ситуацию, когда мы ведем переговоры. "Ну подумаешь, обострение на фронте. Это какие-то неподчиняющиеся боевики обстреляли украинских военных в ответ на провокацию украинских военных. Но мы ведь ведем переговоры! Подождите, вы что, хотите опять подводить к линии фронта свое тяжелое украинское вооружение? Вы же нарушаете достигнутые договоренности!" - и они выигрывают 2-3 необходимых дня, чтобы решить свои задачи.
Чем ближе наступление, тем интенсивнее мирные переговоры. Это такая дворовая разводка. Это делают все, и россияне тоже.
Украинская сторона получает от минских переговоров от Запада легкий треп по щеке и поглаживание: "Вы все делаете так, как мы вас просим. Вы должны быть мирными, хорошими, лишь бы не было войны".
Главная проблема решается не на фронте
"Лучший способ выиграть эту войну – это провести широкомасштабные и действенные реформы внутри страны. Это главное. Эту войну надо выигрывать в Киеве и по областям, а не на фронте".
"Украинские политики проводят реформы под давлением обстоятельств – под давлением коллективного Запада, под давлением общественного мнения. Просто они проводят их с такой скоростью, чтобы успеть перепрятать те активы, которые были захвачены за 23 предыдущих года, и захватить новые. Для этого они придерживают реформы. Этих людей вторая волна приватизации волнует гораздо больше, чем реформы и победа на фронте. Но они понимают, что реформы в каком-то смысле неизбежны – надо как-то лакировать украинскую действительность, чтобы хотя бы выиграть следующие выборы".
Раскол Украины – это смешно
"Раскол Украины – это смешно. Нет ни одной рациональной причины, чтобы Львов и Одесса были вместе – сильно они разные. Даже Львовская, Тернопольская и Волынская области имеют очень большую разницу в орнаменте вышиванок, в обрядах и так далее. Это значит, что каждая украинская земля имеет свое выраженное лицо, непохожее на другое. Тем не менее, все эти земли уже много веков вместе.
Это значит, что действует иррациональный фактор, удерживающий эти территории веками вместе. Скажем так, это некая соборная душа народа, дух-народоводитель… Мы вынуждены впадать в мистику, потому что по-другому это не объясняется.
Украинская ситуация принципиально отличается от ситуации стандартной европейской страны, где была централизованная власть, которую представлял король, епископы. Центральная власть концентрировала вокруг себя толковых людей, которые все дальше и дальше переставляли пограничный столб – пока соседи им это позволяли. И общие ценности удерживали их вместе. В Украине было с точностью до наоборот. Центральная власть здесь всегда была чужой. У нас ставка может быть сделана только на общество.
Украинское общество, худо-бедно живя, создало самое крупное государство в Европе, а ареал, заселенный украинцами, еще больше – Кубань, Курская, Белгородская, Воронежская область. Это означает, что общество куда более жизнеспособно, чем центральная власть.
Так что я вас уверяю: никакого распада Украины никогда не будет. Эта идея настолько сильная, что она пережила татар, пережила руину, российскую империю, австро-венгерскую империю".
Россия – черная ворона на белом снегу человечества
"Россия сейчас выбрана как инструмент сосредоточения всего самого черного и плохого в мире. Если бы не Россия и ее политика, весь мир сейчас благополучно перешел бы на шестой технологический уклад, и мы бы получили совсем другую Землю – куда более светлую, куда более чистую, куда более экологичную. Землю без границ, землю с минимумом войн, землю, которая объединена, землю, которая чувствует себя единым человечеством и может ставить перед собой задачи, которые может решить только объединенное человечество.
Но есть такой Вован Путин и вся эта кодла, которая мало того, что эксплуатирует русский народ и загоняет его под плинтус, еще и пакостит всему миру и вставляет палки в колеса.
Россия – это черная ворона на белом снегу человечества. На этот черный алтарь принесено столько жертв, что сатана оценил и занялся Россией вплотную".
Главное для Украины – заявить монополию на историческое наследие Киевской Руси
"Этот конфликт – это 5% от реальных проблем, которые стоят перед Украиной. Не будет военного конфликта – будут другие проблемы. Змея сбрасывает кожу – это страшно болезненный процесс. Старая Украина умирает, новая рождается. Эти процессы происходят параллельно. То же самое происходит со всем миром. Наш пакет изменений – это малая часть общемирового пакета изменений. В ближайшие десять лет весь мир будет колбасить, лихорадить, переворачивать и так далее.
А уж конфликт с Россией… Он может заморозиться на десять лет, а потом вспыхнуть опять по одной простой причине: мы претендуем на одно и то же историческое наследие. Как арабы и евреи: чей Иерусалим? Чей Киев? Чья лавра? Историческая Россия прекращается в тот момент, когда украинцы и весь мир поймут, что мы – наследники Киевской Руси.
Вообще, все наши проблемы решаются одним простым путем: надо заявлять монополию на историческое наследие Киевской Руси. Это значит получить субъектность, получить смыслы, опереться на старое и развиваться вперед".