Комментарий: Зачем россиянам дешевая водка

4,3 т.
Комментарий: Зачем россиянам дешевая водка

Снижение минимальной розничной цены на водку вместе с подорожанием жизни - это все, что могут предложить населению российские власти в разгар кризиса, считает обозреватель DW Наталья Макушина.

Правительство РФ решило с 1 февраля снизить минимальную розничную цену (МРЦ) на водочную продукцию с 230 до 185 обесценившихся российских рублей. Беспокойство властей о дорогом и недоступном для россиян крепком алкоголе на фоне резкого подорожания жизни выглядит, как минимум, нелепо.

Две беды России

В России, как оказалось, существуют две беды: дороговизна водки и падение объемов легальной торговли. Все остальное - рост цен и снижение реальных доходов - не столь существенно, гражданам предложено затянуть пояса и потерпеть до окончания кризиса.

Основанием для озабоченности чиновников водочной проблемой стала официальная статистика. Седьмая часть российских потребителей за минувший год перешла на продукт, произведенный в теневом секторе. Продажи подакцизной водки резко упали из-за ее высокой стоимости.

Данные независимого Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" еще более неутешительны. Контрафактная водка составляет более половины всего выпиваемого россиянами объема - около 2,5 миллиардов поллитровых бутылок в год.

"Здравые методы"

Приведенные цифры, свидетельствующие о размахе теневого производства и торговли левой водкой, действительно представляют серьезную угрозу для экономики страны. По самым скромным подсчетам, на контрафакте российская казна теряет более 50 миллиардов рублей ежегодно.

Власти уверяют россиян, что из-за борьбы с алкоголизацией населения путем увеличения цен на спиртное, которая велась последние 5 лет, результат получился обратный: потребление суррогатной продукции повысилось. При этом число пьющих не уменьшается. Поэтому теперь бороться с зеленым змием будут "здравыми методами" - опустив нижнюю ценовую планку сразу на 45 рублей.

Что волнует население

Но вместе с подсчетом бюджетных потерь от теневого алкогольного рынка властям стоило бы подумать о том, как переживет порожденный ими же экономический кризис российское население даже с дешевой водкой. Из-за девальвации заработки в рублях обесценились вдвое, процесс обесценивания доходов продолжается вместе с падением курса рубля.

По данным исследования Финансового университета при правительстве РФ за 2014 год, 11 процентов опрошенных находятся за чертой критической бедности. 55 процентов жителей крупных и средних городов России едва сводят концы с концами - средств хватает только на продукты и предметы первой необходимости. Январские опросы фонда "Общественное мнение" свидетельствуют: большую часть респондентов волнует вовсе не стоимость водки, а нарастающие проблемы в экономике, безработица, инфляция и неуверенность в будущем.

Тем более необъяснимо, почему регулятор цен - российское правительство решило, что именно доступность легально произведенного алкоголя по низким ценам удовлетворит потребности населения в кризисной ситуации и заодно поправит пошатнувшийся бюджет за счет увеличения продаж.

Беспроигрышный ход?

Возможно, тем, кто наверху, кажется, что дешевая водка - это беспроигрышный ход. Критиковать удешевление горячительных напитков будут единицы, а широкие массы трудящихся воспримут его с энтузиазмом. Вброшенная в общество "водочная" тема уже затмила собой все другие, в том числе обсуждение изъянов правительственной антикризисной программы.

Однако очень сомнительно, что поставщики левой продукции откажутся от своих солидных заработков и обвалят объемы производства подпольного алкоголя только потому, что снизится минимальная розничная цена на водку. Зато возможность дешево купить поллитровку может пополнить армию пьющих россиян теми, кого измучили неустроенность и отсутствие перспектив.

Поэтому стратегия продаж "объемы выше цены" годится разве что при продаже калия на рынке удобрений. А предложение дешевого алкоголя взамен дешевых продуктов в разгар экономического кризиса - не только неуместная мера, но и верх цинизма.

Наталья Макушина, обозреватель DW

Источник:DW