Боец 12-го батальона "Киев": если бы не волонтеры, война закончилась бы четыре месяца назад

Боец 12-го батальона 'Киев': если бы не волонтеры, война закончилась бы четыре месяца назад

Вокруг 12-го батальона территориальной обороны "Киев" творятся странные вещи. Бойцов набирали для охраны столицы, а отправили в зону АТО. Некоторые власть имущие обещали им помощь, но выручают, в основном, волонтеры. У подразделения нет места дислокации, зато есть много задач...

Что об этом думают бойцы "Киева"? "Обозреватель" предоставил слово одному из них – Антону (фамилию не называем по его просьбе – и далее вы поймете почему).

ГОТОВИЛИ К ОБОРОНЕ КИЕВА, А ОТПРАВИЛИ "ГОЛЫМИ" В АТО

- Наш 12-й батальон территориальной обороны создавал небезызвестный Владимир Бондаренко, который одно время был мэром Киева (исполнял обязанности главы КГГА - ред.) и в дальнейшем баллотировался на этот пост, – начинает разговор Антон. – Как я понимаю, да и другие бойцы тоже, создавался батальон для пиара Бондаренко перед выборами.

На сборы я пошел 2 марта, а уже 18-го был призван в районный военкомат. Нам сказали, что будем охранять Киев, городские мосты и другие важные объекты. Но позже четко дали понять, что можем поехать в АТО. Впрочем, большинство из нас понимали, куда шли. Хотя были и такие, что приходили "по пьяни" в военкомат, кричали, что готовы на все. Но когда на следующий день приезжали их забирать, эти "тела", протрезвев, начинали закатывать истерики, чуть ли не вешаться... Половину батальона таких "бойцов" было.

Отдельный вопрос – медосмотр. Я, например, вообще его не проходил. Другие ребята прошли, так сказать, "не снимая куртки" – всех врачей обошли за полчаса...

- Как вас готовили?

- Мы базировались на полигоне "Десна". Занимались тактической и огневой подготовкой. Учились передвигаться по лесу, брать блокпосты, "зачищать" здания… В свое время я служил "срочку" в аэромобильной дивизии и видел, как готовили миротворцев в Ирак. Ребята все время ходили в бронежилетах, чтобы к ним привыкнуть. Мы же лазили по лесу с вещмешками, напиханными всякой ерундой, которые совершенно не имитируют бронежилет и только мешают. Что-то торчит, какой-то котелок тарахтит, а от нас тишины требуют...

Но в целом, подготовка дала многое. Потому не понимаю некоторых нытиков из нашего батальона, которых, как послушать, так вообще не готовили.

- Бондаренко приезжал на сборы, чем-то помогал?

- Приезжал с кучей журналистов. С ним был главный киевский военком Владимир Кидонь. Похоже, что они действовали сообща… Бондаренко распинался, как у нас все будет хорошо, что бронежилеты и кевларовые каски для всех уже заказаны. Потом прошли выборы, его "прокатили". И обещанного нам все нет и нет. Когда стало известно, что на днях отбываем, Бондаренко снова приехал – еще ж числился главой КГГА. Привез аккумуляторы для легковых машин, хотя у нас "Богданы" и грузовики в основном были. Также привез пар 60 берцев, 30 бронежилетов и мелочь всякую – трусы, носки... А в батальоне было 450 человек.

- А остальные 420 бронежилетов?

- Бондаренко сказал: "Сейчас много заказов на фабрике – там шьют. В первую очередь, надо отправить в зону АТО… Но не переживайте – все проплачено, вам обязательно туда доставят". Позже 30 "бронников" привез Оболонский военкомат – для тех ребят, которых они призвали. Нашли, видимо, спонсоров. Еще десяток бронежилетов бойцы купили сами... Я когда понял, чем дело реально пахнет, просил друзей, писал в соцсетях, чтобы хоть чем-то помогли.

- И много откликнулось?

- Единицы. Мне бронежилет и каску купила сестра, искавшая с мужем людей, которые могут помочь нашему батальону. Да что там "броники", даже с обычной формой проблемы были. Ту, что сразу нам выдали, мы еще в "Десне" угробили на учениях. Но все равно следующие шесть месяцев нам ничего не давали. Либо волонтеры помогали, либо сами покупали.

- В итоге, у кого не было бронежилетов, так "голые" и поехали?

- Да. Выдали еще каски военных времен – железные, в них только борщ варить. Из нужного – лопатки, котелки и плащ-палатки. Еще вручили ОЗК с противогазами...

В зону АТО – на базу в Орехово Донецкой области – добирались почти четверо суток. До Чернигова – своим ходом, потом поездом и снова своим. Половина техники по дороге сломалась. Прибыли мы на место в полночь 13 июня. Утром в полшестого нас подняли на построение. Сказали: "У кого есть бронежилеты – сбрасывайте в кучу". Все сбросили, а потом команда: "Первый-второй взвод, подходим, берем бронежилеты, одеваем на себя". Все в шоке, особенно те, кто за свои деньги купил… Но одели бронежилеты, и два взвода поехали на блокпосты.

ОБЕЩАЛИ И… "КИНУЛИ"

- Какая ситуация была с питанием и бытовыми условиями?

- Понятно, что сразу все нормально у нас не делается. Хорошо, что перед отправкой выпали выходные, мы получили увольнения и вернулись в "Десну" с продуктами. У кого что было – консервы, чаи и прочее – все в общие мешки сбрасывали. И в Орехово этот запас нам очень помог. Потому что когда мы приехали туда, толком никакой еды не было – и первые два дня мы питались тем, что взяли... Палаток тоже не было. А тут еще начались дожди – это было жестко. Потом привезли одну 12-местную палатку. Остальные ютились под плащ-палатками, в автобусе "Богдан" и в одном небольшом блиндаже. Потом уже кое-как экипировались. Большинству свои из дома прислали палатки. Но мы все равно обсуждали: а где же обещанное? Когда грузились в Чернигове, приезжал полковник Кидонь. Его, естественно, спросили: "Где Бондаренко? Где амуниция, палатки, питание?". Тот лишь ответил: "Чего нападаете на Бондаренко? Это святой человек!" Уже тогда бойцы говорили, что когда вернемся из АТО кое-кому после такого "кидалова" не поздоровится. В дальнейшем злоба только нарастала...

- Позже Бондаренко хоть чем-то помог?

- Несколько наших ребят, когда были в отпуске, пришли на заседание Минобороны по поводу батальона. Там присутствовал и Бондаренко. Идет собрание, а он в планшете что-то листает. Человеку все равно. Потом говорит: "Я зробив все, що міг. Хотів, щоб з київського бюджету виділили кошти, але мені не дали". Хотя еще во время встречи в "Десне" обещал, что нашему батальону будут платить надбавку от киевского бюджета. Сейчас же говорит, что если бы его выбрали, то все у батальона было бы, а так, мол, ему "не дали ничего сделать".

Кстати, Виталий Кличко, в отличие от Бондаренко, хоть и не обещал ничего, но здорово помог батальону. Выделил три миллиона гривен, на которые купили топливо, запчасти для автомобилей, радиостанции, ретрансляторы... Радиостанции, кстати, классные купили – для командования батальна, командиров взводов и отделений.

Впрочем, к киевской власти в целом вопросы остаются. Скажем, раструбили на всю страну, что киевлянам-участникам АТО – выделят землю и дадут льготы по оплате "коммуналки". Даже указы какие-то по этому поводу якобы выходили… Однако, когда я приехал в отпуск и пришел в ЖЭК, там сказали: "Нам никто ничего не говорил".

- А военком Кидонь на связь с батальоном выходил?

- Мне неприятно говорить об этом человеке. Я вообще удивляюсь, что он до сих пор на своей должности – при том, что творит. Например, была такая ситуация. Парень из нашей роты погиб в АТО, а Кидонь сообщил родственникам, что это произошло на учениях в "Десне". И если бы двое наших бойцов не присутствовали на похоронах, никто бы правды не узнал. Были и другие странные выходки с его стороны.

ПОПЫТКА "СЛИТЬ"

- Что с вашим батальоном сейчас?

- Батальон разбросан в радиусе 200 км. Все по взводам на разных позициях задачи выполняют. Сейчас нас присоединили к 26-й Бердичевской артиллерийской бригаде. Какие задачи она будет выполнять, пока неизвестно.

- Обеспечение на данный момент уже наладилось?

- Отчасти, да. Продовольствие получаем на базе, где дислоцируется батальон. Остальное привозят волонтеры – большое им спасибо.

- Какие потери у батальона за пять месяцев в зоне АТО?

- Погибшие, увы, есть. Скажем, когда "Смерчами" накрыли нашу базу в Дмитровке (в ночь на 4 сентября – Прим. ред.), там был почти весь батальон. Несколько ребят уехали потом в мешках, было много раненых… Но цифр я не знаю, нам такого не говорят. После этого многие сильно испугались – началась паника, нытье, просьбы вернуть в Киев.

- С "внешним миром" как общаетесь?

- По мобильным. Но связь есть не всегда и не везде. Бывало, неделями сидели "в тишине". Тогда командир взвода выходил по рации на связь со штабом батальона и зачитывал список родственников, которым нужно позвонить и сказать, что у нас все нормально, дабы они не переживали.

- Пополнение в батальоне было?

- Да, после третьей волны (очереди - ред.) мобилизации, где-то в августе. Пополнили, в основном, теми, кто ранее "откосил" – так что сами понимаете, что это за бойцы. Прислали вместо тех, кто погиб. Так что это далеко не усиление…

- Как думаете, есть ли шансы снова воссоединить ваш батальон в единое целое?

- Мы с ребятами не раз обсуждали этот вопрос, и пришли к единому мнению, что, скорее, ситуация обратная – нас хотят "распылить" и "затурнуть" куда подальше. Чтобы и не вспоминали о 12-м батальоне!

- А зачем это делать?

- Похоже, нас просто "сливают". Нас и всех тех, кто первыми начали воевать в АТО. Мы слишком много знаем и слишком много видели, потому кое-кто заинтересован, чтобы мы не вернулись домой. Или на крайний случай вернулись, но уже не как боевая единица, а как разрозненные группы бойцов. Потому что мы начнем задавать вопросы. Например, военные говорили, что можно было взять Донецк за два дня – почему не брали? Или почему неожиданно отошли от Луганска? Четыре месяца отвоевывали – и за четыре дня отдали. И все это как-то тихо замялось... Но, в первую очередь, конечно, хотелось бы поинтересоваться у командования и прочих руководителей, почему уничтожают наш батальон?

- Вы уже пытались найти ответ на этот вопрос? Может, через родственников…

- Конечно, пытались! Родственники как раз активно себя проявили. Когда разбомбили нашу базу, и техники вообще не осталось, они митинги проводили, трассу перекрывали на Воздухофлотском проспекте, чтобы наш батальон доукомплектовали.

- В какие-то органы власти обращались?

- Само собой. Ребята, которые были в отпуске, ходили в Министерство обороны и мэрию. Им сказали: будет постоянное место дислокации, вас обязательно доукомплектуют… А где у нас место дислокации – в Бердичеве?

СТРАХ ХОЛОДА И НЕИЗВЕСТНОСТИ

- Давайте о нынешних реалиях… Чего вам сейчас не хватает? Наверняка теплых вещей – все-таки зима на носу…

- Повторюсь: если бы не волонтеры, то война закончилась бы четыре месяца назад. И спасибо за помощь всем украинцам, которые объединились вокруг ситуации в стране! Хотя те же волонтеры говорят, что сейчас уже гораздо сложнее собирать помощь, люди потратили ресурсы... А ведь впереди зима – мы просто перемрем там от холода. Я молчу про маскировку – хоть бери и сам шей из простыни. Техника в основном вся дизельная, старая – попробуй на морозе заведи. Как оно все будет – даже не представляю... Нужны также лекарства – многие болеют. Буржуйки нужны, чтобы греться, спальники... Рюкзаки надо нормальные, литров на 100. Особенно сейчас – теплых вещей много и неудобно тарабанить все скопом, когда передислокация. Термоса нужны, теплые берцы, рукавицы, носки или даже элементарно – валенки... Много всего надо, и мы рады всему, даже мелочам. И особенно… Знаете, нам присылают рисунки от детей, и мужики взрослые плачут.

- Некоторые батальоны уже вернули домой – на отдых и ротацию. Вам что говорят?

- Ничего. И эта неизвестность очень напрягает. Изначально говорили, что мы будем в АТО три месяца. Но вроде как по закону могут держать год. Однако почти у всех нас есть работа… Кто будет ждать нас так долго? И если уволят – что тогда? А еще у нас семьи, дети растут... Потому всем хочется знать – сколько нам еще воевать? Понятно, что нельзя взять и распустить всех силовиков. Но решать что-то нужно…