Эксперты оценили угрозу российской телевизионной пропаганды для национальной безопасности Беларуси. По мнению аналитиков, на сложившуюся ситуацию Минск реагирует неадекватно.
По данным Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), главным источником информации для более 90 процентов белорусов является телевидение. Подобные данные о численности белорусской телеаудитории приводит Независимый институт экономических и политических исследований (НИСЭПИ) и Белорусская аналитическая мастерская в Варшаве. В обязательный социальный пакет белорусских кабельных операторов, кроме программ телевидения Беларуси, входят также телеканалы России. Их смотрит около 90 процентов белорусских зрителей в возрасте от 15 лет.
Опрошенные DW эксперты утверждают, что Минск не противодействует распространению российских информационных программ и ток-шоу с агрессивной пропагандой "русского мира". Но, по мнению аналитиков, реакция белорусских властей на сложившуюся ситуацию неадекватна уровню угроз для национальной безопасности Беларуси.
Пропаганда без ограничений
"Российская пропаганда тиражируется практически без ограничений, русский язык вытеснил белорусский, а общественное мнение в Беларуси формируется под воздействием российского телевидения", - убеждена заместитель председателя БАЖ Светлана Калинкина.
По словам медиаэксперта, "на фоне украинских событий российские СМИ открыто заявляют, что Беларусь, Украина и другие страны бывшего СССР - это недогосударства, что демократия это плохо, и поэтому надо объединяться с Россией в противостоянии Западу". "В агрессивной пропаганде, навязывающей мысли о вхождении Беларуси в "русский мир", вместо развития своего государства и национальной культуры, Калинкина усматривает "серьезную опасность для независимости страны".
Но, по ее мнению, "белорусские власти расписались в полной беспомощности в информационной войне, которую ведет Россия". "Минск не знает, что противопоставить потокам лжи, которые льются из Москвы, хотя умеет быстро реагировать на критику действующего режима в белорусских СМИ", - констатирует Светлана Калинкина.
В собственных целях
В соответствии с опросами Независимого института экономических и политических исследований (НИСЭПИ), с марта 2014 года от 50 до 65 процентов белорусов разделяют официальную версию России о событиях в Крыму и на востоке Украины. "Это подтверждает высокую степень влияния пропаганды из РФ на белорусское общество, ведь телевидение Беларуси старается придерживаться нейтральной позиции и собственных сюжетов с "распятыми мальчиками" не выдает", - заявил DW эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк.
Однако аналитик по-своему оценил реакцию белорусских властей, не реагирующих на российскую пропаганду. По словам Николюка, режим не видит для себя опасности в увеличении числа белорусов, поддерживающих российскую оценку ситуации, потому что на страхе повторения украинских событий в Беларуси поднялся рейтинг Александра Лукашенко - "миротворца".
"Плоды российской пропаганды падают на благодатную почву, так как в авторитарных Беларуси и России подавляющее большинство обладает абсолютно советским сознанием - полной зависимостью человека от государства", - подчеркнул Николюк. Минску выгодно, что российская информационная война, среди прочего, вбивает в головы белорусов мысль о ведущей роли руководства в принятии всех решений. Поэтому, по мнению эксперта НИСЭПИ, "власти не только не ставят заслон пропагандистскому натиску со стороны России, но и используют его в своих целях - для роста патерналистского сознания".
Мягкая "белорусизация"
Эксперт по культуре минского Либерального клуба Вадим Можейко заметил, что после начала событий на Украине белорусские власти все же сделали некоторые шаги в сторону "мягкой белорусизации". Он напоминает, что в Беларуси, несмотря на сопротивление пророссийских общественных организаций, был установлен памятник князю Ольгерду, по-белорусски заговорили некоторые чиновники, было внесено предложение увеличить количество часов белорусского языка в учебных заведениях. В Минске при поддержке министерства спорта и туризма прошел национальный фестиваль "MovaCUP" на белорусском языке, а национальное телевидение пытается конкурировать с российскими ток-шоу, приглашая в программы независимых экспертов.
Как указал Можейко, "осторожные и символические действия власти" совпали с широким общественным движением - были созданы популярные курсы белорусского языка, в моду вошла белорусская национальная одежда. Но оказалось, что власти попали в собственный капкан.
"Минск понимает важность поддержки национальных институтов для защиты от информационной российской агрессии, но не решится отключать телеканалы РФ, чтобы не раздражать Россию и не вызвать недовольство населения, которое смотрит не только новостные, но и развлекательные программы", - говорит эксперт. В то же время, по словам Можейко, власти не могут допустить свободы национальных СМИ, потому что в этой свободе видят для себя не меньшую угрозу.
Не выпасть из исторической тележки
Между тем Светлана Калинкина критически оценила бездействие официального Минска по отношению к российской информационной войне, в которую втягивают и белорусов. Она считает антигосударственной политику руководства, которое до сих пор не определилось с адекватным ответом засилью пропаганды.
В свою очередь Сергей Николюк указал на гораздо большую, по его мнению опасность, чем идеологическая обработка мнения белорусов. "В Беларуси и России официально игнорируется все, что связано с попытками развития. Власти не способны адекватно оценивать ситуацию в экономике, а свертывание программ по модернизации неминуемо ведет нас к тому, что мы выпадаем из исторической тележки", - считает эксперт НИСЭПИ. Так что "активная российская пропаганда - только часть беды, которая угрожает Беларуси", заключает эксперт НИСЭПИ.