Блог | Чернобыльской зоне – 31. Что ей принесет следующий год?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Круглая дата с момента аварии на Чернобыльской АЭС наступила еще год назад, но именно сегодняшняя 31-ая годовщина станет самой важной после ликвидации последствий катастрофы. Потому что это тот год, в который станция получила настоящее укрытие. Не наспех сделанный бетонный саркофаг, а высокотехнологичную современную, надежную и долговечную "броню".
В предыдущие годы на ЧАЭС происходило очень много важных событий: останавливались энергоблоки, проводились масштабные стабилизационные работы, строились новые объекты. Но помнят обо всех этих вехах сегодня немногие – их перекрывали воспоминания об ужасе, который пришлось пережить миллионам людей, и страшной жертве, которую пришлось принести сотням тысяч ликвидаторов. Да и интересовало настоящее станции далеко не всех, тут и с прошлым до конца не разобрались, ведь споры о причинах и обстоятельствах аварии разгораются до сих пор.
Но в 2016-ом все изменилось. На ЧАЭС успешно завершили самый масштабный проект в ее послеаварийной истории. Если раньше все, что происходило на станции, было, по большому счету, только нашими проблемами, то надвижка Арки показала, что это совсем не так. На кону стояла радиационная безопасность Европы.
Читайте: У каждого из нас свой Чернобыль
Этот проект во многом стал уникальным. Не только благодаря помощи западных партнеров в постройке крупнейшей подвижной конструкции в мире. Не только потому, что украинские ребята из "Укрбуда" в сложных радиационных условиях провели на станции колоссальную работу, которую до них никто никогда не делал. Это был удивительный момент единения перед лицом общей опасности. Проект профинансировали 28 стран, а воплощали в жизнь представители больше сорока государств.
Но главное, что после надвижки Арки уровень радиационного излучения на некоторых участках уже упал вдвое, а после полной герметизации укрытия станет еще ниже. Даже сама ЧАЭС без привычного саркофага и четвертого энергоблока, теперь скрытых под стальным куполом, уже не выглядит так угрожающе. А ведь при этом Арка еще и рассчитана на целых сто лет!
Годовщина Чернобыля – это всегда печальная дата. Мы вспоминаем тех, кто положил свои жизни и здоровье, пожертвовал свои будущим ради того, чтобы оно было у других. Таким был мой отец, всю жизнь проработавший на станции, такими были его коллеги и тысячи других людей со всех республик бывшего Советского союза. И я хочу сказать спасибо каждому из них. За то, что мы можем наслаждаться жизнью, не отравленной радиационной угрозой.
Но в этот день мне хочется благодарить не только ликвидаторов, но и тех, кто работает на станции сегодня. Этим людям не пришлось идти на такие же жертвы, но они проделали огромную и очень сложную работу. И тем самым обеспечили будущее миллионам. Так же, как тысячи героев обеспечили его тридцать один год назад.
А вместе с тем обеспечили будущее и самого Чернобыля. Год назад я инициировал создание фильма "Чернобыль. Зона будущего", в котором впервые показали какие работы проводятся внутри четвертого энергоблока. Он посвящен и истории, и размышлениям о том, какой может стать Зона отчуждения в ближайший годы. Уже сегодня мы видим, как наши мечты начинают становиться реальностью. На территории зоны юридически зарегистрировали биосферный заповедник, а Чернобыль со своей развитой энергетической инфраструктурой интересует инвесторов – Украина получила ряд заявок на строительство солнечных электростанций от компаний со всего мира. Речное судоходство, выращивание технических культур, развитие науки – потенциал у зоны отчуждения огромный. Кроме того, есть предпосылки к ее сокращению с 30-километровой до 10-километровой.
Все эти проекты могут начать воплощаться в жизнь уже в этом году. И вот поэтому 32 год в истории послеаварийной ЧАЭС настолько важен. Он может стать тем экватором, после которого мы будем, наконец, готовы пережить трагедию и начать двигаться вперед. И сможем вдохнуть в зону отчуждения новую жизнь, дав старт новейшей истории Чернобыля.